Больше всего рыболовам интересны лодки не с навесным, а со стационарным транцем. Открывают транцевый класс лодки длиной 280 см. Они бывают как с жестким днищем плюс надувной киль, так и с плоским днищем плюс реечный настил. Такая длина позволяет установить мотор 5 и даже 8 л.с., что обеспечит режим глиссирования с одним и, соответственно, двумя рыболовами.
Но управляемость и выход в глиссирование даже при наличии киля будут сильно далеки от желаемых, а с плоским днищем глиссирование вообще напомнит катание на льду на машине, обутой в летнюю резину. В связи с чем в данном размере популярность получили лодки ПВХ с реечным настилом.
Причем лучшие образцы сворачиваются вместе с днищем, что обеспечивает самый удобный вариант сборки – лодка просто надувается, а затем лишь вставляются весла. А по желанию ставится и моторчик мощностью 3.5 л.с., который в состоянии обеспечивать скорость в 6-10 км/ч. Но лодка может идти и быстрее, но это уже не экономичный режим, а скорость лодки и расход топлива будут сильно зависеть от конструкции лодки. Кстати, мотор мощностью в 3.5 л.с. уверенно тягает и «Казанки», и разнообразные прокатные лодки.
Следующий класс обычно называется 310-м. Это уже судна только с жестким днищем и надувным килем. По ширине и диаметру баллонов они в основном повторяют меньших братьев, но за счет увеличения длины имеют заметно лучшую управляемость под мотором, разрешенная мощность которого уже достигает 10-15 л.с. При этом сохраняется достаточно небольшой вес судна.
Здесь стоит обратить внимание, что некоторые производители в угоду снижения веса делают малый диаметр баллонов, что не очень хорошо, так как при достаточно малой ширине и небольшой длине лодки этого класса даже минимальной нагрузкой заметно притапливаются – ватерлиния находится высоковато, и полуметровая волна может стать серьезной преградой.
Если не смущает этот фактор и небольшое, но самодостаточное внутреннее пространство, то с мотором в 5-6 л.с. получается самый легкий, самый экономичный по деньгам и самый экономичный по топливу глиссирующий комплект для одного рыболова с однодневным запасом продовольствия, 12 л бензина и даже с трофейным уловом.
Так, если сравнивать его с «пятнашкой», то на «пятерке» на том же количестве бензина можно пройти путь почти в два раза больший. На 20 литрах «больше» может означать все 100 км!!! Что порой очень важно, ведь заправок на воде у нас просто нет, да и вряд ли появятся в обозримом будущем.
Пятисильный мотор с тем же успехом выводит в глиссирование и следующий 340-й класс, а порой это делает гораздо быстрее, за счет большей длины лодки, уменьшающей задирание носовой части во время преодоления «горба сопротивления». 340-е длиннее на 30 см, что помимо ходовых качеств заметно прибавляет внутреннего пространства. Многие производители в этом классе увеличивают и ширину лодки, что заметно улучшает комфортность, устойчивость и грузоподъемность.
Можно возразить – что могут дать какие-то 10 см? На самом деле, если речь идет о ширине, — многое, ведь лодка ПВХ технические характеристики которой, для одних мало что значат, для других важнейший параметр. Спорить здесь бессмысленно, лучше обратиться к цифрам, сопоставляющим 310-й и 340-й класс. Общую картину отражают данные в таблице.Для наглядности отражены и марки лодок, открывает список легендарный Zodiac, за ним идут фирмы, в той или иной степени представленные и имеющие определенный авторитет на постсоветском пространстве. Кстати, не стоит попадаться на «утку», утверждающую, будто какая-то лодка сделана фирмой, изготавливающей и лодочные моторы. Если бы это было так, то на лодке стояло бы соответствующее название.
В таблице нет одной существенной графы – стоимость. Понятие стоимости включается при конкретном выборе, и в обязательном порядке с пониманием того, что лодка ПВХ под мотор должна служить не один десяток лет. В противном случае выбор от цены, как правило, приводит, с учетом всевозможных обстоятельств, к постепенному увеличению длины лодок, обеспечивающему больший объем кокпита (внутреннего полезного объема) и увеличение мощностей моторов.
Итак, судя по таблице, в соотношении 310-го и 340-го классов разницей в весе можно практически пренебречь, среднестатистически она равна 6 кг, что для двух человек не существенно. Особенно если учесть, что в разобранном виде лодка переносится «поделенной на баллоны и днище».
Моторы одинаковой мощности на эти лодки влияют практически одинаково. Но по мореходности 340-е будут иметь преимущества под нагрузкой, являются более устойчивыми к опрокидыванию, с одним человеком быстрее выходят на глиссер. Получается, что если выбирать глиссирующий комплект, то основной вопрос будет стоять в цене, но когда в данном вопросе не стоит забывать о сроке предстоящей эксплуатации лодки.
Следующие два класса уходят на качественно иной уровень, с другой длиной, шириной, весом и ценой. Если взглянуть на таблицу №3, то бросится в глаза, что основные мировые бренды 360-х попросту не выпускают, у них за 340-м идет 380-й. Здесь уместно вспомнить сказанное в 1986 г., что « все грузовые и пассажирские суда валовой вместимостью более 500 регистровых тонн оснащаются надувными дежурными шлюпками длиной от 3.8 до 8.5 м».
Именно с лодок длиной 3.8 м по-настоящему начинается прибрежная категория «С», на них уверенно преодолеваются и пологие полутораметровые морские волны, и коварные короткие озерные. Не мене важно, что «тридцать восьмые» уверенно глиссируют на моторах мощностью 8-15 л.с., которые замыкают группу переносных моторов, ибо пока все моторы большей мощности весят за 40 кг. Конечно, и такой вес можно и поднять, и толкнуть, но лодочный мотор – это не тяжелоатлетический снаряд, его надо устанавливать и снимать с транца.
Главный хит в этом классе – 10 л.с. Это мотор по-настоящему для двоих, причем длина лодки в пределах 3-4 м для него, при нагрузке в два человека, особого значения не имеет. В соотношении 8-10 л.с. в пользу большего говорит практически равный вес и относительно небольшая разбежка в цене почти у всех производителей. Что легко объясняется: в большинстве случаев это одна и та же модель, но из объема цилиндров выжата разная мощность.
Существование же восьмисильного мотора обусловлено тем, что есть лодки, для которых это максимально рекомендуемая мощность. Данное ограничение актуально для гребных лодок с жестким корпусом. В надувных лодках восьмисильное ограничение существует при длине в 3 м, но такая длина для двоих маловата, а с одним седоком они великолепно глиссируют и под мотором в 5 л.с.
«Восьмерка» неплохо выводит на глиссер двоих рыболовов и на более длинных лодках, но чуть добавишь груза, и она начинает «захлебываться», при этом четко ощущается, что не хватает совсем немного — одной-двух лошадок.
В моторном разделе представлена таблица с основными возможностями подвесных моторов от 2 до 15 л.с. Эта информация – не истина в последней инстанции, в ней, во-первых, собраны среднестатистические данные по различным моторам, во-вторых. расход топлива указывается как максимальный, а не средний. При этом максимум, при изношенном двигателе, может быть еще выше.Но в то же время общую картину табличные данные отражают достаточно емко. А информация о среднем «рыболовном расходе» топлива в сутки собрана у троллингистов, у них при ловле расход бензина, по сути, должен быть наибольшим: у владельцев моторов мощностью 3.5 л.с. он обычно не превышает 3 литра, на моторах 5 л.с. – не более 5 литров, а 15-сильный мотор у двух рыболовов за световой день съедает 10-15 литров. Данная статистика относится именно к рыбалке, а не к прогулкам – покатушкам.
Но вернемся к 380-м лодкам. Если на воде поставить их рядом с 340-ми, то разница будет очень существенной, причем по всем трем направлениям. Понятно, что внушительные меры обеспечивают наилучший комфорт и безопасность среди рассматриваемых лодок, но при этом вес 380-х для переноски двумя рыболовами становится в определенных условиях критичным.
По сравнению с 340-ми, несоизмеримо с длиной возрастает и стоимость лодки. Также чувствуется уменьшение маневренности на малых скоростях – значительная длина дает о себе знать. Так вот, чтобы «убить двух зайцев», многими производителями был введен 360-й класс. В нем ширина и диаметр борта в основном соответствует 380-му, но уменьшены длина, стоимость и вес.
Во многом это сугубо коммерческий ход, ибо вес на самом деле у 360-го класса остается достаточно большим для двух человек, а жизненное пространство урезано существенно, что наглядно видно по таблице №4. Моторы же, относящиеся к группе переносных, справляются с этими классами лодок практически одинаково.
Вот такая получилась статья о лодках, надеюсь, что она не только познавательна, но и поможет в принятии непростого решения – приобретения лодки из ПВХ, обеспечивающей комфорт и мобильность на реках и озерах.