Привет заядлым корабелам и всем, кто хочет спустить на воду со стапелей свой первый корабль! Ловля у поверхности воды дарит незабываемые впечатления – берем удилище с катушкой, цепляем леску за плывущую по воде снасть, вешаем на нее несколько поводков со стрекозами, кузнечиками, мухами и прочими «завлекашками» на крючке, и макаем их в воду до полного удовлетворения от внезапного всплеска клюнувшей рыбы.
Подавляющее большинство любителей «поверхностой» рыбалки используют кораблик на реке. Действительно, на первый взгляд может показаться, что именно течение относит нашу снарягу от берега. Да, течение тут в помощниках. Но исключительно в одном- оно обеспечивает постоянное натяжение буксирной лески, чем дает возможность четко управлять оснасткой при ловле. С точки зрения плывущего по воде кораблика, натяжение буксирной лески – это первая составляющая из сил, приводящих его в движение. Назовем ее Fб. Дальше придется либо поверить на слово, либо вспомнить школьный курс физики, который вовсе не ограничивается «правилом буравчика».
Совершенно безразлично, что относительно чего движется – вода относительно кораблика, удерживаемого рыбаком, либо рыбак перемещает корпус снасти относительно воды (кстати, первый закон Ньютона). Постараюсь с помощью гениев мировой науки в меру своих малых сил расставить все точки над «i» в теории, да и в практике движения рыболовного судна. Как издавна повелось в теоретических расчетах, некоторые несущественные детали учитываться не будут.
Итак, еще немного напряжем память – и перед глазами непременно должен появиться так нелюбимый многими еще со школьной скамьи, но очень полезный в рыболовном конструировании «параллелограмм сил» и закон (тоже ньютоновский), ставший уже постулатом – для того чтобы тело начало двигаться, к нему необходимо приложить силу в направлении движения. В случае кораблика сила должна быть направлена вдоль «лыжи». Сейчас быстренько разберемся, откуда она должна взяться. Для облегчения «корабельных разборок» возьмем упрощенную модель – тонкую досочку, привязанную к леске в середине своей длины (точка А) и, естественно, погруженную в неподвижную воду.
Допустим, что ее нижняя грань слегка подгружена, и досочка –кораблик занимает в воде вертикальное положение. Если это всевдосудно потянуть за леску на себя, то ничего интересного не произойдет – он будет следовать за леской, преодолевая сопротивление воды всем своим поперечным сечением. Вот и вторая составляющая будущего «параллелограмма» — сила сопротивления опоры, всегда (!) направленная под прямым углом к телу. Назовем ее Fo. К слову, сила сопротивления опоры прикладывается в центре сопротивлений, в нашем случае посередине «лыжи». Уже известная ранее сила Fб, с которой леска действовала на досочку, преодолела эту нагрузку и была направлена в строго противоположную сторону (рис. 1).
Теперь – главный момент истины. Если хоть немного изменить угол «а» между силой сопротивления Fo и силой тяги буксирной лески Fб, то благодаря «параллелограмму сил» неминуемо возникнет третья сила Fд, как раз и приводящая кораблик в движение. (рис. 2)
Вот, собственно, и все – теория закончилась. Дальше начинается настоящая практика кораблестроения, подразумевающая в большей степени творческий, нежели научный подход к каждой конкретной конструкции.
Первая задача – обеспечить, чтобы угол «а» всегда был меньше 180 градусов (или больше, в зависимости от желаемого направления движения), ведь если просто отклонить буксирную леску, то кораблик переместится ровно настолько, чтобы угол между силами Fo и Fб снова стал равным 180 градусам. Для этого нужно перенести точку крепления А вдоль направления буксирной лески на некоторое расстояние в точку Б. (рис. 3).
На какое расстояние будет осуществлен перенос, и с помощью какого конструктивного элемента – решать кораблестроителю. Единственное, что хотелось бы посоветовать в данном случае, это обеспечить возможность регулировки как расстояния (АБ), так и угла «а».
Точно рассчитать вышеуказанные расстояния и угол не представляется возможным, так как не только конструкция самого кораблика, но и условия рыбалки в каждом конкретном случае будут вносить свои коррективы. Теперь немного отвлечемся от взгляда на нашу конструкцию сверху и посмотрим на него в вертикальной плоскости. (рис. 4)
Как видно из рисунка, известные уже силы Fo и Fб непараллельны. Соответственно, возникает еще одна сила Fв, выталкивающая досочку из воды. Ее, конечно, можно уравновесить силой тяжести Fт, добавив килевую огрузку (не забыв при этом установить сверху поплавок, чтобы в нерабочем состоянии кораблик не тонул). Но этого будет мало. Точки А и В приложения главных сил в реальных условиях никогда не совпадут – появится опрокидывающий момент. Этой неприятности можно избежать, установив растяжку (БГ). Теоретически конструкция станет вполне рабочей.
Но практика показывает, что управляться с таким корабликом будет непросто, так как его поведение на воде во многом зависит от постоянно меняющегося при ловле угла «в» между буксирной леской и поверхностью воды. Да и растяжка (БГ), постоянно находящаяся в воде и цепляющая на себя всякую всячину, может в любой момент испортить рыбалку. Вероятно, поэтому подавляющее большинство корабликов, бороздящих бескрайние просторы наших рек, состоят из двух частей, соединенных между собой наподобие катамарана.
Главным и основным преимуществом такой конструкции (рис. 5) является устойчивость от опрокидывания за счет уравновешивающей силы тяжести Ft2, создаваемой вторым элементом. Кроме того, при сохранении силы натяжения буксирной лески Fб силы сопротивления, действующие на каждую «лыжу», сокращаются вдвое. Это существенно снижает гидродинамические сопротивления, что, в свою очередь, делает кораблик менее «шумным». И еще – при использовании катамарана результирующая сила сопротивления двух опор находится посередине межу ними. Соответственно, теоретическая точка А переносится в центр всей конструкции, а точка Б может практически занять свое место на ближней к рыболову «лыже».
Однако стоит заметить, что общее усложнение конструкции предъявляет некоторые дополнительные требования к точности изготовления. При отклонении второй «лыжи» от вертикали сила сопротивления F0/2 также изменит свое направление. Сила выталкивания Fв2 увеличится, добавленная «лыжа» приподнимется, чем сведет на нет все плюсы данной конструкции (рис. 6). Такой досадный перекос происходит в двух случаях – либо в процессе сборки не была обеспечена параллельность и вертикальность обеих составляющих катамарана, либо перемычка (Д1Д2) или ее крепление оказались недостаточно жесткими.
Из всего вышесказанного вовсе не следует, что обе погруженные в воду части рыболовного судна должны быть одинаковыми, тем более какой-либо определенной конструкции. Асимметричная конструкция (рис. 7) даже выигрывает, потому что каждый из элементов играет свою, определенную кораблестроителем роль. Т.е., изменяя геометрию ходовой лыжи, можно добиться нужной тяги и управляемости, при этом противовесом – поплавком скомпенсировать все появившиеся неудобства. И здесь уже физика на бумаге плохой помощник. Ведь теория без практики – как стратегия без тактики. А-то насмотришься этих ужасов с буквочками-стрелочками, и никакой ловли уже и не захочется.
Вот и я в свое время устал думать – мудрить с чертежами, как же сделать «правильный кораблик», чтобы на реке не мучатся. Просто взял более-менее подходящие материалы и сделал свой первый рыболовный катамаран. Более подробный его вариант на рис. 8.
Для «лыж» использовал хорошо высушенную дощечку толщиной 10мм. После придания им обтекаемой формы (на глаз) слегка отшлифовал наждачкой, загрунтовал быстросохнущей краской, разведенной растворителем в пропорции 1:1, просушил и дважды покрасил той же краской, но уже без растворителя.
Перемычки изготовил из дюралевой пластины толщиной 1мм. Немного попыхтел с отверткой, завинчивая 8 шурупов- кораблик к спуску готов.
Времени на его изготовление ушло всего ничего – меньше, чем на поиски материалов среди разнообразного дачного хлама. Как он будет плавать неизвестно, поэтому на каждой перемычке предусмотрел по 5 отверстий и растяжку со спиннинговыми застежками сделал неравноплечей – будет больше пространства для регулировки на воде.
В качестве «удилища» использовал четыре нижних колена от старого доброго «Каскада». Примотал кольца с какими-никакими вставками, ведь нагрузка на леску предполагается немаленькая.
Видавшая виды «Невская» с сотней метров буксирной лески 0.7мм с надежной застежкой на конце, тоже спиннинговой. Пуки так и чешутся быстрее спустить на воду этот «шедевр». Первые испытания проходили в бочке с водой- не тонет, уже хорошо.
Начало речных ходовых испытаний слегка озадачило. Медленное прибрежное течение никак не хотело нагружать кораблик нужными силами. Пришлось пройти метров 10 вверх по течению, стравливая буксирную леску. Через несколько мгновений, натянув ее удилищем и слегка подматывая катушкой, испытал гордость за свой кораблик. Слегка накреняясь, он по дуге энергично поплыл к руслу. Там его подхватило умеренное течение, оставалось только слегка придерживать катушку пальцем и любоваться, как новоиспеченная снаряга медленно, но верно приближается к противоположному берегу.
Несмотря на то, что даже с регулировками «на глаз» движение было вполне устойчивым, впоследствии польза от них оказалась немалая. Разные условия ловли, а часто и неходовой берег диктовали свои требования к манипуляции снастью. На рис. 9 показаны две крайности – положение кораблика на реке относительно рыболова при малом и большом угле «а» (снасть согласно рис. 3 движется против течения).
Такая большая разница в направлениях буксирной лески относительно берега связана с тем, что в уравновешенном состоянии угол между направлением движения кораблика и течением практически всегда одинаков. У каждого из показанных случаев имеются свои плюсы и минусы, но это уже тонкости ловли конкретной конструкцией в определенных условиях. Напоследок хочу отметить разницу между тяжелым и легким корабликом. В тиховодье удобнее управляться с массивным, создающим устойчивую опору для оснастки.
У меня же получился довольно легкий. Хорошо перемещается даже при слабых потяжках буксирной лески, при более сильных даже на глиссер выходит. Это часто помогало проходить притопленную траву, чтобы подать приманку по ее краю. Легкий ход по перекатной стремнине – тоже удобно. Правда, если накрывало волной, то бывало переворачивался – широкие перемычки срабатывали как антикрыло. Пришлось в лобовой части поставить пару съемных пенопластовых поплавков, которые после погружения всегда выносили кораблик на поверхность.
При ловле с другого берега растяжку и поплавки быстро переставляю с полным сохранением регулировок – помогают проверенные спиннинговые застежки и мягкая алюминиевая проволока для крепления пенопласта на поперечинах. Но на тихом течении такой катамаранчик не очень-то удобен – слишком подвижный, реагирует перемещением на каждое движение буксирной лески. Таким бешеным суденышком можно быстро провести разведку многих километров реки вверх по течению при условии ходового берега.
Однако методично отработать короткий перспективный участок многократным прогоном вверх-вниз удается с трудом – движение кораблика вниз по течению получается медленное и пассивное. Для толковой рыбалки на заведомо уловистом участке необходимо применение реверсивного кораблика – более высокотехнологичной конструкции, позволяющей гонять снасть по водоему в угоду любой прихоти рыболова. Но об этом поговорим в другой статье. Главное – не забывать, что любая снасть сама по себе рыбу не ловит, а является удобным средством доставки наживки или приманки в место будущей поклевки.