1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (8 оценок, средняя: 4,75 из 5)
Загрузка...
19 644 просмотров

Реверсивный кораблик для рыбалки

Ловля на реверсивный корабликНемало рыболовов пыталось освоить кораблик, и неудачи на этом пути были связаны именно с несовершенством «теоретических» конструкций. И только у опытных корабелов-практиков можно подсмотреть множество, на первый взгляд незначительных мелочей, каждая из которых очень важна. В данной статье предлагаем вам полную техническую документацию на изготовление реверсивного кораблика, оптимально подходящего под все условия рыбалки. Это специальное устройство, основанное на принципе несущей плоскости (по типу воздушного змея), но только использующее не поток воздуха для создания подъемной силы, а струю воды для получения несущего момента, благодаря чему снасть скользит по воде, увлекая за собой основную (буксирную) лесу, создавая ее натяжение.

Принципиальное устройство кораблика

Описываемые почти во всех рыболовных книгах и журналах одноплоскостные водяные змеи в настоящее время не выдерживают критики. Это простая конструкция при неумелом обращении приносит больше разочарований, чем радости. Использование принципа выдергивания при поклевке одной направляющей уздечки, конечно, облегчает выведение рыбы, но значительно осложняет работу с поводками, которые приходится вытягивать на берег (а некоторые рыбаки ставят их до пяти штук) и вынуждает каждый раз начинать процедуру запуска заново, что вдвойне становится обидным при чрезмерно сильной подсечке или сходе рыбы.

Как и всякая уловистая снасть, кораблик претерпел усовершенствование и теперь имеет вид катамарана или санок. Использование двух параллельных несущих плоскостей значительно улучшило гидродинамические свойства снасти. Во-первых, увеличилась площадь опоры, что значительно увеличило тяговую силу, а во-вторых, появилась хорошая устойчивость. Правда, есть небольшие отрицательные моменты: несколько возросла шумность от турбулентных потоков, а при резкой и значительно сильной потяжке за буксирную леску – кораблик может выскочить из воды и, сделав неполное сальто, перевернуться.

Рыбалка на реверсивный корабликЭтих недостатков почти полностью лишены конструкции, состоящие из двух разно великих по площади (но одинаковых по длине – одна в два раза шире другой) несущих плоскостей или одной плоскости и поддерживающего поплавка. Лично я отдаю предпочтение последнему варианту. Эту конструкцию разработал еще мой отец, и она отлично себя зарекомендовала за многие годы. Состоит кораблик из несущей плоскости, выполненной из оргстекла или толстой оцинкованной жести и двух поплавков. Поплавки имеют длину равную длине несущей плоскости.

Для изготовления поплавков берется твердый пенопласт, высококачественная пробка, хорошо просушенная липа или береза. Древесину необходимо проолифить, а пенопласт и пробку перед покраской в неброский цвет «прогрунтовать» водостойким лаком или клеем. Но сначала заготовкам поплавков придается обтекаемая форма. Каждый поплавок состоит из двух симметричных половинок. Один поплавок в моем кораблике имеет брусковатую форму. Между его половинками зажимаются несущая пластина и «ушки» — кронштейны для планок, скрепляющих две половинки змея. Второй круглого сечения с конусообразными концами. Между его половинками зажимаются только «ушки», а на тело крепится хомутик.

Хомутик выгибается из нержавеющей проволоки, которая огибает поддерживающий буек, а концы ее загибаются петельками и разворачиваются параллельно с таким расчетом, чтобы оставался небольшой зазор между петлями, а через них свободно проходил небольшой болтик, на котором крепится карабин, за который, в свою очередь, цепляется буксирная леска. Ослабляя зажим болтика, можно передвигать хомутик по телу поплавка, подбирая оптимальный угол.

Планки выполняются из прутков, крепятся в отверстиях «ушек-кронштейнов» болтами, что позволяет при транспортировке разбирать снасть. Такой кораблик превосходно работает на крупных реках, где сила течения позволяет запустить его с одной точки, а также осуществить проводку вниз по течению. В реках со слабым течением или в стоячих водоемах движение осуществляется в одном направлении, что не совсем удобно и поэтому рыболовами и был изобретен реверс.

Принцип устройства реверса

Реверс – это устройство переключения угла атаки на противоположный, т.е. устройство обратного хода. Для своего изделия я использовал идею А. Афиногенова из Калининграда, который предложил свою конструкцию катамарана. Предлагаемые другими авторами реверсы либо плохо работали, либо отличались трудоемкостью изготовления. Суть конструкции Афиногенова в пластинке, один конец которой закреплен на оси в центре поддерживающего поплавка и свободно поворачивается влево и вправо до ограничительных упоров, а на втором конце имеется поворачивающееся на оси – болтике ушко, за которое крепится буксирная леска.

Несколько отверстий на этом конце позволяют, переставляя в них крепежный болт ушка, подобрать необходимый угол атаки. В нейтральное положение рычаг приводится авиамодельной резинкой, которая натягивается между концом рычага и несущим поплавком. Я для более плавной работы резинки использую выносную дугу из проволоки, что позволяет применять более длинный амортизатор.

Оснащение кораблика

Рыбалка на корабликДля управления и игры мушками использую жесткое 2.7м спиннинговое удилище, оснащенное на комле пикой для втыкания в грунт, и инерционную «Невскую» катушку, с намотанной на ее шпулю буксирной леской 0.45-0.5мм. Конец буксирной лески крепится к хомутику или реверсу кораблика через вертлюжок и защелку. Отступя от корпуса 5-7 метров устанавливаю стопоры парами, между ними цепляются поводки на мини застежках. Расстояние между стопорами 3-5см, а между соседними парами 1.5-2м. На моей буксирной леске 5-6 пар стопоров, что позволяет перемещать поводки. Оптимально – 3 поводка, максимально – 4, но уследить при «сухой» проводке за большим количеством поводков невозможно, а при «мокрой» значительно возрастает количество зацепов. Стопоры должны проходить через «тюльпан».

Теперь о поводках. Их нужно иметь несколько комплектов и хранить на пенопластовых или пробковых дисках, размером с обычную катушку от лески. Для «сухой» ловли поводки увеличивают свою длину в сторону от кораблика к удилищу. Минимальная длина 1-го поводка 20-30см. Для «мокрой» — все поводки могут иметь одинаковую длину. Желательно иметь комплекты с крючками №4-5, для ловли на мелких насекомых, с двойниками №6-8 для ловли на более крупных насекомых. Пару комплектов с искусственными мушками. Для крупной рыбы можно и крючки побольше. Минизастежка изготавливается из струны, которая изгибается по типу канцелярской скрепки, расстояние между «витками» чуть шире толщины буксирной лески. Маленький виток заводится на буксирную леску между парой стопоров, а за большой – «удавкой» крепится петля поводка.

Техника управления корабликом

Устанавливаем наше рыболовное судно, с присоединенной к нему буксирной леской, у края воды с небольшим поворотом носа в сторону движения или против течения. Разматывается по ходу движения буксирная леска или в сторону против течения. К ней крепятся поводки с искусственными мушками или естественными насекомыми. Далее, натягивая буксирную леску, стаскиваем кораблик в воду, и он, подхваченный струей, начинает удаляться от берега или, двигаясь по берегу, мы сами создаем ему отталкивающий момент.

На течении. При наличии хорошего течения все просто. Санки легко отходят от берега, их можно удерживать на одном месте, подниматься вверх против течения или сплавлять вниз по струе. Только последний вариант подходит для мокрой проводки и все три для сухой. При сухой проводке осуществляется живая игра мушками с имитацией падения насекомого на воду и попыткой его отрыва от воды и взлета. Идеально, когда поводки подобраны таким образом, что все приманки совершают одновременные и однотипные движения. При небольшой «разбежке» может получиться так, что одна мушка лежит на поверхности воды, изредка вздрагивая, другая – постоянно «бьется», пуская мелкие круги, а третья – кружит у поверхности воды, изредка окунаясь, что тоже имеет свои плюсы.

Такую игру мушками можно осуществлять, двигаясь против течения, стоя на одном месте (если дело происходит на достаточно быстрой реке) или спускаясь вниз по течению. Предпочтителен последний вариант, так как в этом случае в поле зрения попадают мушки, а не рыбак. Только спускаясь вниз по реке, можно осуществить вокруг проводку – в воду погружают и буксирную леску, а движение по берегу осуществляют со скоростью течения.

В слабопроточной или стоячей воде. Все движения кораблика сопряжены с перемещением рыбака. При наличии реверса, пройдя определенное расстояние, переключаются на обратный ход и, изменив длину лесу до корпуса, облавливают новую полосу – зону или приходятся по уловистым местам повторно.

Тактика ловли

Основу тактики составляет маскировка и бесшумность передвижения, расторопность и плавность движений.

Выбор времени и места. Лучшее летнее время лова с зари до момента, когда солнышко начинает припекать, т.е. до 9-10 часов, и вечером с часов 19-20 до наступления сумерек. Оптимально, когда на воде есть рябь или мелкая волна. В пасмурную, но теплую погоду, даже с моросящим дождиком успеха можно ожидать весь день. Клев улучшается с просветлением воды и массовым подрастанием кузнечиков, т.е. ближе к августу.

Лучшие места – перекаты, водовороты за затопленными деревьями и валунами, отбойные струи у мысов и границы с обратным течением. Довольно активный клев голавля и язя, а также ельца, красноперки и плотвы, при соблюдении тишины и маскировки может подстерегать рыболова в 1-1.5 м от стены осоки, даже если и глубины всего 40-50см. Ельцы и голавлики охотно держатся на плесах за небольшими камнями и пеньками. Крупную рыбу нужно искать на больших перекатах. Жереха можно встретить везде, но он очень осторожен.

Выбор приманок. С моей точки зрения, лучшей приманкой являются живые кузнечики, но рыба не брезгует стрекозами, слепнями и оводами, неплохо погонять санки с мальком. Искусственные мушки хороши во время жора и при ловле в сумерках. Кузнечиков для утренней рыбалки я ловлю вечером, с появлением росы. Они тогда не столь прыгучие и можно обходиться без сачка. Храню их в довольно просторном целлофановом мешочке, «надув» его воздухом. На речке горловину мешочка засовываю за пояс. Кузнечиков хорошо видно и можно выбирать по размеру и цвету. Насаживаю их на двойнички, по одному на каждый поддев, выводя жало за головкой через спинку наружу так, что кузнечик висит в естественном положении и довольно долго шевелит лапками.

В общем, на санки можно ловить весь период открытой воды, разумеется, после снятия нерестового весеннего запрета, используя значительный арсенал как естественных насадок вплоть до опарыша, так искусственных, включая мелкие блесенки, твистеры и виброхвосты.

Способы игры. О способах игры я вкратце рассказал выше. Она может быть самой разнообразной, все зависит от настроения – активности рыбы, в частности мелочи. Если мелочевка активна, то она моментально обгладывает естественные наживки, и поэтому нет смысла их долго держать на воде или в воде. Тут я использую такой прием: слегка коснувшись воды, «взлетаю» на 5-10см, мелочь выдает себя выпрыгиванием и столь же мелкими всплесками. Экземпляры покрупнее ждут следующего «мокания», часто делая при этом в воде воронку. Вот в нее и нужно положить мушку. Если возникнет толчок – нужно подсекать немедленно, или через 2-3 секунды сделайте легкую предупредительную подсечку. Вполне понятно, что такие вещи как вращающаяся блесна, твистер и т.п. играют только в движении.

Вываживание рыбы. Подсекать нужно как бы выдергивая поводки вверх, а при вываживании рыбы держать удилище горизонтально, иначе будет много сходов. Нельзя торопиться, так как кораблик может уйти в сторону, но и тянуть время не стоит. Желательно добиться, чтобы санки при поступательном движении лески совершали относительно небольшие движения по дуге взад и вперед до 10м, уменьшая «разброс» по мере приближения к берегу. Рыбу часто приходится выводить волоком, поэтому надо заранее подойти к «чистому месту».

Следует иметь в виду, что кораблик все-таки снасть больших водоемов и требует простора. Водоемы с заросшими берегами, без чистых кос и пляжей для ловли не годятся. Важно озвучить основные ошибки начинающих саночников:
1. Забывают, что по кромке берега нельзя перемещаться;
2. Не следят за положением лески-буксира и хлопают ею по воде;
3. Пытаются водить кораблик далеко от берега без всякой на то необходимости;
4. Ловят в солнечный день, не учитывая влияние тени лески-буксира на поведение рыбы;
5. При вываживании рыбы держат удилище вертикально или на конечном этапе вываживания берут леску в руки.

Кораблик реверсивный вид сбокуРисунок 1 – основной поплавок с несущей плоскостью; 1а – несущая плоскость (оргстекло, жесть); 2 – поддерживающий, вспомогательный поплавок; 3 – ушки (выступающие части крепежных кронштейнов; 3а- собственно кронштейны, вмонтированные в поплавки; 4- крепежные стержни – планки, соединяющие поплавки; 5- хомутик (вариант для ловли на хорошем течении); 6 – реверс (вариант для слабого течения); 6а – рычаг реверса; 6б – подвижное ушко для крепления буксирной лесы; 6в – резинка; 6г – выносная дуга. Несущий поплавок (1): длина 480мм, высота 30мм, ширина вверху 30мм, а нижняя кромка каждой половинки для обтекаемости стачивается под углом так, что поплавок в сборе имеет вид пятиугольника, обращенного вершиной вниз, продолжением которой служит несущая плоскость.

Реверсивный кораблик схема сверхуНесущая плоскость (1а) выступает из поплавка на 85мм, имеет трапециевидную форму, широкое основание длиной 480мм, нижняя кромка 380мм. Некоторые используют оргстекло толщиной 3мм, но можно и жесть. Поддерживающий поплавок (2): длина 480мм, форма цилиндрическая, диаметр 30мм, на нем крепится хомутик (5), или реверс (6).

Оба поплавка к концам плавно суживаются, что поддерживающий поплавок на концах принимает форму усеченного конуса. Половинки пробковых и пенопластовых поплавков «прошиваются» вместе с кронштейнами с помощью дрели и медной проволоки встерчным (матрасным) швом. Расстояние между продольными осями поплавков 175мм. Оба поплавка соединяются посредством стержней (4) из дюрали с резьбой на концах, что позволяет зажимать ушки крепежных кронштейнов поплавков гайками. Длина стержней (могут быть и планки, тогда крепление гайка-болт) 100мм. Ушки (3) – выступающая часть кронштейнов, имеют ширину 15мм, высоту (выступают над поплавком) 30мм и отверстия в верхней части под соединяющий стержень.

Располагаются на одинаковом от концов расстоянии. Расстояние между ушками 270мм.
Если поплавки из пенопласта или пробки, то ушки и кронштейн выполняются как единое целое. Кронштейн (3а) – это дюралюминиевая полоска, чуть уже и чуть короче поплавка, идущая внутри его для обеспечения жесткости с отходящими ушками. Для реверса на кронштейне поддерживающего поплавка по середине делается еще одно дополнительное ушко. Если поплавки из хорошей древесины, то ушки можно выполнить отдельно и половинки поплавков можно скрепить шурупами (лучше оцинкованными), поочередно вворачивая их то с одной, то с другой стороны. Устройство реверса рыболовного корабликаХомутик (5) используется без реверса, при ловле на достаточно быстрых реках. Это нержавеющая проволочка, которая крепится на поддерживающем поплавке, огибая его. Концы хомутика загибаются круглогубцами с таким расчетом, чтобы в образовавшиеся кольца проходил небольшой зажимающий болтик. Между двумя петельками хомутика на болтик ставится вертлюжок, который должен свободно поворачиваться на болтике, а за второе его колечко крепится застежка буксирной лески. Ослабляя зажим болтика и, разумеется, гайки можно передвигать хомутик по поплавку, этим самым регулируя угол атаки.

Изначально хомутик располагают в 3-5см от ушка, которое «смотрит» против течения. После нескольких пробных запусков выбирается оптимальное положение «хомутика», его хорошо поджимают и для надежности можно законтрить дополнительной гаечкой. При этом кораблик должен легко отходить от берега, хорошо натягивать буксирную леску, т.е. быть управляемым.

Реверс (6) состоит из дюралюминиевой планки – рычага (6а) 10х3х150мм, с одной стороны в котором делается одно отверстие, через которое рычаг подвижно посредством болтика и гайки соединяется с «центральным» ушком поддерживающего поплавка. Выступающая часть этого ушка тоже имеет отверстие с резьбой для пропуска болтика, который проходит через отверстие в рычаге, вворачивается в вышеуказанное отверстие и контрится гайкой. Схема ресивера рыболовного корабликаТаким образом, рычаг реверса свободно поворачивается в горизонтальной плоскости (ушко предварительно нужно согнуть под углом 90 градусов). На вращающемся конце рычага, начиная в 90мм от центрального отверстия делаются еще несколько отверстий с резьбой (для регулировки угла атаки) и на самом конце маленькое отверстие для крепления авиамодельной резинки, возвращающей реверс в нейтральное положение. Как рычаг крепится в центральном ушке, так крепится в одном из «периферических» отверстий вращающееся ушко (6б) – пластинка 1х10х20мм, имеющая два отверстия: под болтик, обеспечивающий ее вращение и крепление к рычагу, и под буксирную леску. В качестве застежки применяю обычный спиннинговый вертлюжок с карабином (застежкой).

Практический совет: прежде чем сверлить регулировочные отверстия в рычаге реверса, испытайте кораблик с хомутиком, и его лучшее положение примите за первое отверстие, от которого в стороны можно просверлить еще по парочке. Выносная дуга делается из проволоки (я использую корд от струнного карниза), концы ее загибаются и крепятся под гайки стержней, соединяющих поплавки между собой. Переключение реверса почти невозможно при почти параллельном к берегу положении кораблика, и очень легко осуществляется при отклонении от перпендикуляра на 20-45 градусов, для чего оставаясь на месте, рыбак заводит санки вперед, слегка подматывая леску, а затем, резко ее ослабив и сразу натянув, осуществляет собственно переключение.

На буксирной леске вяжутся парами стопорные узлы. Принцип их завязывания аналогичен узлу, соединяющему поводок и крючок, т.е. капроновая нить складывается вдвое, прикладывается к буксирной леске, один ее конец совершает 5-7 витков вокруг лесы с нитью и заводится в образовавшуюся петлю, концы затягиваются, оставляются «хвостики» по 3-5см.

После окончательной регулировки – распределения узлов на буксирной леске, концы затягиваются максимально туго, «хвосты» откусываются кусачками, узлы покрываются водостойким клеем – теперь они надежно и неподвижно закреплены. В пару узлы вяжутся на расстоянии 3-4см, между ними вешается минизастежка с поводком. Расстояние между поводками 1.5-2.0м, соответственно аналогично и между соседними парами узлов.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.


Яндекс.Метрика