Все доночное братство условно разбилось на два основных лагеря: активно применяющие прикормку и принципиально не прикармливающие. Казалось, невозможно спорить со старой поговоркой – «не подкормишь перед ловом, не бывать тебе с уловом», но не так все однозначно. По однотипным припятским местам работают разные стратегии, а результаты во многом схожи – все имеют достойные уловы.
Конечно, кто-то и в Наровле активно работает на рыбалках с прикормкой, а кто-то в Мозыре ее не признает, но наровлянцы большей частью практикуют бесприкормочную донку, мозыряне активно кормят, а расстояние между ними всего-то 39 русловых километров.
На приваде. Один из двух моментов, когда прикорм ярко демонстрирует свои достоинства. Регулярное, изо дня в день, из месяца в месяц приваживание резко повышает шансы на успех, заставляя выходить рыбу на удобные для ловли участки да еще в удобное рыбаку время, так было всегда. Все выглядит еще более радужно, когда идет массовая привада.
Неспроста в черте прибрежных городов бель обычно клюет лучше, чем по «диким» местам. Мозырь – типичный пример, здесь все лето успешно тягают закормленную бель на чистых ровных прогонах, даже крупный язь подходит. Кормятся и в черте Наровли, но здесь рыбаков меньше, и рыба ходит очень широко, в том числе и по обширным старикам, потому привада менее эффективна.
Мозырские доночники используют и «вселетнюю» приваду, выезжая за пределы города. С начала сезона забивается козырное место, к примеру, в районе входа с староречье Барбаров и сдается по вахте знакомым или родственникам. Все лето, а то и большую часть осени место приваживается. Такая рыбалка очень перспективна, обычно не требует дальнего заброса- рыба подтягивается к берегам на регулярный прикорм, кроме того, у входов в старики бель и так крутится, особенно густера.
На точке. Лодочная доночная рыбалка – второй случай, где преимущества прикормки очевидны, поэтому в Мозыре почти все лодочники и с руки прикармливаются шарами, и бросают с борта сетчатую кормушку, благо ловля идет накоротке и нет проблем как с подачей рыбе корма, так и с точной ловлей на нем. В подавляющем большинстве случаев все кормят припятской кашей, сваренной из гороха, пшена, пшеницы (иногда в состав вводят и перловку).
В походных условиях каша готовится в ведре или большом котелке. На день требуется (в сухом виде) килограмм гороха, килограмм пшена, пятилитровое ведерко пшеницы. Каждый ингредиент должен быть хорошо разварен. По жаре сваренная каша с трудом выдерживает световой день- быстро портится, поэтому при готовке добавляют чайную ложку соды – медленнее киснет. С собой берется большой запас сухих ингредиентов, которые варятся по необходимости. Следят, чтобы каша не подгорела, иначе такой прикорм отпугнет рыбу.
А так прикорм показывает отличные результаты по всей бели. Даже мозырские рыболовы, проповедующие «спортивный» подход и активно применяющие при поплавочной ловле современные фирменные прикормки, признают, что на донке каша работает лучше, практически не привлекая крайне многочисленных в Припяти уклейку и мелкую густерку, сбивающих с «понталыку» весь процесс.
Без прикормки. Если вода высоковатая, то основная добыча леща идет по речным косам или на обрывах, зачастую под самыми берегами. Но когда уровень в Припяти падает до меженя, мелеющих кос лещи уходят на русловые бровки, нередко отдаленные, и приходится бросать с берега на 60-80, а то и под сотню метров.
Местные считают, что ставить кормушку в таких условиях – гиблое дело. Вездесущая мелочевка мигом ее находит, заодно сбивая приманку, на таких расстояниях это проблематично понять, и снасть стоит без толку. Часто же перекидывать невыгодно- вымотка оснастки занимает много времени.
Кроме того, количество подаваемого раз за разом корма – просто мизер, который никак не может удержать леща. Поэтому ловят без прикормки с обычными скользящими грузилами.
Сезонность – важный момент, всегда учитывается, что весной и осенью действие прикормки снижается, и даже многие приверженцы прикармливания считают, что где-то до 20 мая кормить рыбу без толку – крупная бель много двигается перед нерестом, и привлечь ее проблематично. И осенью по холодной воде, когда рыба резко снижает количество поглощаемой пищи, прикорм теряет свои козыри. Даже по разгару лета в отказе от прикармливания есть свои объективные причины. Так, не видят смысла кормить в затяжную жару по ракушечникам, которые посещает любая белая рыба, питаясь погибающей от недостатка кислорода ракушкой.
Места этой природной, очень обильной привады хорошо известны местным рыбакам, обычно располагаются на излучинах реки, в местах впадения мелиоративных канав, крупных стариц. Когда же нет привязки к корму природному, то на таком огромнейшем водоеме как «нижняя» Припять нельзя знать наверняка, где отстаиваются или проходят стаи крупной бели, места эти регулярно меняются, и далеко не факт, что однодневный прикорм сработает.
О снастях. И в Мозыре, и в Наровле активно переходят на донки, собранные на основе удилища и катушки. Снасти эти традиционные для белорусских рек – мощные «композитные» штекерные спиннинги длиной 2-2.7м или телескопы такой же или чуть большей длины, или недорогие фидеры. Катушки чаще всего безынерционные. Однако в Наровле, в отличие от мозырских рыболовов переход на удилища далеко не очевиден – «да», большинство переходят, мода такая пошла, но рыбы больше не ловится, лишь барахлом всяким доночным обрастаем.
Неспроста по-прежнему у местных доночников популярна простейшая закидуха (стометровый отрезок лески, груз под 200г и 1-2 поводка с крючками), коей владеют просто мастерски. Дальний заброс? Нет проблем закинуть на сотню метров с очень высокой точностью. Для этого имеется жесткая палка под 2м с сучком на конце. В районе груза на леске делается петля, накидывается на сучок и, работая палкой как удилищем, забрасывают.
Все это требует мастерства, сноровки, техника ловли значительно более сложная, по сравнению с катушечной снастью. Минус – после дальнего заброса выборка лески идет руками медленнее, чем катушкой, зато ощущения при вываживании крупного леща и сомика просто непередаваемые! Их дарит только донка-резинка да прародительница всех современных доночных снастей – речная закидушка. У последней на «нижней» Припяти только начинается настоящая работа – участок эксклюзивен тем, что к осени клев леща и сома только разгоняется.
Сом запросто берет в сентябре-октябре, причем не в корягах, а на чистом, что облегчает рыбалку. На предстающую осень прогнозы у местных рыбаков хорошие – «прошлой зимой сомов поджало придухой, и много рыбы поднялось еще весной, она останется на весь сезон открытой воды. Что касается леща, то от Наровли до Конотопа он отлично берет всю осень, даже накануне ледостава по ямам, и без всякой прикормки.