Переоценить значимость, как в рыболовном, так и в туристическом плане такую живописную реку как Мокша, мягко говоря, трудно. Для меня, как для рыболова, особо значим участок в нижнем течении реки возле деревни Нащи Рязанской области.
Данный береговой участок в последние годы стал довольно популярным весной, и когда идет плотва, то даже по будним дням бывает людно, особенно с приходом мая, когда клев набирает максимальную силу. Причем каждый год завсегдатаи Мокши открывают для себя эти места – «бывает самые клевые места возле Демушкино и Рожково могут молчать, с нуля не выйдешь, а возле Нащей такой неожиданный мощный клев»! Что может сильно удивлять, кажется все давно разведали, а тут такие приятные сюрпризы.
Есть две важные тактические особенности этой плотвичной рыбалки. Первое — нет необходимости много бегать по берегу в поисках каких-то особо уловистых мест. Во многом они равноценны, ведь рыба двигается, клев идет повсеместно волнами, и надежнее занять выжидательную позицию, обустроив себе удобное место и прикормив свою зону ловли.
Если рыбаков не очень много, то полезно лишь немного разведать выбранный участок, спрогнозировав, где рыбе будет максимально комфортно держаться на участке. И сделать это с оглядкой на небольшое течение, на котором неподвижно поплавок не зафиксируешь, если только применяя поплавочный «штекер», и ловля идет впроводку.
Интересной может стать мини-аномалия на дне – бугорок, мини-ямка, ложбинка. На участке встречаются и мини-завалы из старых водорослей, затонувших веток – это отличное место, только становятся так, чтобы завал оставался справа в 5-8м, и по течению делать проводку к нему, притормаживая поплавок перед препятствием (когда и случается большая часть поклевок), а нет, так быстро выхватывать оснастку, избегая зацепа, и делать очередной заброс.
Второй момент связан с массовостью ловли и таким же массированным прикормом. И дело даже не в том, что идет какая-то особая «битва прикормок», когда за счет более качественной смеси кто-то переменивает к себе рыбу. Просто поплавочники не столько вычисляют, сколько сами создают рабочую дистанцию ловли, формируя прикормочную полосу, идущую вдоль берега.
Грубо говоря, один начнет тягать плотву «в промышленных масштабах» маховой шестеркой на глубине 2м, то есть в 10м от уреза воды, и соседи переходят на схожие дистанции. Конечно, можно полезть в чужой монастырь со своим уставом, пытаясь закормить ближе или дальше, и может, даже успешно, но в большинстве случаев – нет.
По наживкам плотва редко капризничает, и обычно даже нет необходимости в традиционном мотыле, ибо на опарыша и перловку клюет замечательно.
При высокой активности рыба много двигается в толще воды, попадаясь вполводы не реже, чем у дна, что достаточно необычно для весенней плотвы. Жесткая необходимость ловли строго со дна возникает лишь тогда, когда сбегается мелкая уклея, которая в придонном слое теребит наживку значительно реже. Да еще вдобавок приходится ставить оснастки потяжелее, чтобы мигом пробить толщу воды, избегая уклеечной мелочевки.
С фидером на подлещика. Здесь же на плотвичном берегу фидером ловится мерный, под 300-400г, подлещ, периодически и полновесные лещи влетают. Фидер идеален для этой рыбы, которая достаточно редко подходит на дистанцию поплавочного махового заброса, и в основном закармливают точки на расстоянии 20-40м от уреза воды. В более дальних забросах обычно смысла нет – только осложнять себе рыбалку. Кормушки полезно иметь разных весов, от минимальных для осторожного клева по штилю, до достаточно тяжелых «речных» моделей при сильном ветре или если попадешь на приличное течение.
Также приходится настроить себе психологически на ловлю весомого подлещика в периоды активного клева плотвы, ведь когда фидерный кивок замер надолго, а поплавочники слева и справа полным ходом тягают нормальную плотву, то и у самого рука тянется к поплавочке. Но на две снасти (особенно в период запрета) не половишь. Поэтому одно из двух: или никакой плотвы и только активная работа с любимым фидером; или попеременная ловля – днем с поплавочкой, благо плотва весь день поклевывает, а активные фидерные посиделки утром и вечером, ибо на это время обычно и приходится пик лещевого клева.
Наиболее ходовые насадки – червь, мотыль, опарыш. Добавлять их в прикорм вовсе не обязательно, но некоторое количество животного корма в растительной кормежке может сыграть положительную роль в лещовой рыбалке. Но все же многое решает удачно выбранное место, где подлещики крутятся наиболее часто.
Случайные горбачи. На участке обычен средний и крупный окунь, вот только охотится за ним не сподручно с берега. И специально окуня массово ловят ниже по течению. Тем не менее отличные окуни регулярно влетают внепланово на поплавочную снасть или фидер –«в этом году на майские праздники отрывались на плотве, и рука устала тягать, пошел чайку попить – возвращаюсь, а удочки-то и нет! Оказалось, что почти килограммовый окунь утащил в прибрежную траву. Видимо, плотвичка заглотила опарыша, а ее саму хапнул горбач».
Весной интересная рыбалка и выше по течению реки в сторону Котелино. Места там менее посещаемы, считается, что ловля там более сложная, прикорм часто не выручает, и требуется широкий поиск рыбы, но есть рыболовы, преданные именно этим местам –«кто с уважением регулярно посещает Мокшу, тому она свои секреты откроет. Это только с виду она может показаться несерьезной, особенно к тому, кто привык к просторам больших рек, к той же Оке, Волге. Но на самом деле отличная река, красивая, с перспективными ямками на поворотах, где та же плотва, может, и редко клюет, зато экземпляры замечательные попадаются.
Хватает и иной солидной рыбы, которой мало кто занимается. У меня друг из тех мест, так рассказывал, что несколько лет назад очень жарким летом «траванулась» немного река, то ли органику какую смыло, то ли еще что-то, так плыли здоровенные лещи, язи, щуки, и местные люди дивились, что у них водится такая крупная рыба, и теперь все настойчивее пытаются разгадать ее секреты.