Ловля налима осенью
С приходом осени многие рыбаки все чаще задают себе вопрос: «А не рвануть ли на налима!?» А что – прекрасный повод поспешить на любимую речку, да с ночевкой, ведь охота на него в самом разгаре! Рыболовы не против соблюсти ежегодный доночно – предзимний ритуал.
Пусть во многом это просто предлог выбраться на холодный берег реки, скорее всего, налим будет ловиться не самый крупный, а то и вообще не клюнет, но именно эта угрюмая, загадочная пресноводная треска наших рек вытягивает на речку с донной снастью, а там уже поклевывает разная рыба – в зависимости от места и наживок.
Если это червь или веретеница, то в ночном прилове будет лещ, голавль, густера, значит кроме снасти, имеет смысл прихватить и парочку любимых фидеров, с которыми можно посидеть вечером и утром. Если живец – то может сесть щука, окунь, иногда сомик, а чаще всего судак.
Налимятники знают большой секрет ловли осеннего хищника – где именно ночами плотно кучкуется мелкая рыбешка, покидающая дневные ямы. Большей частью ночует она под берегами в районе первой бровки, у прибрежного коряжника, ниже каменных завалов, небольших островков, в глубоких закабаях, по ровной обратке, в крутящихся водоворотами омутках, по наносным отмелям на границах струй, ниже и выше устья небольшого ручья, на выходе русловых ямок, прижимающихся к берегу.
Очень часто глубины на этих прибрежных местах не превышают одного метра, и чем холоднее вода, чем хуже погода, тем сильнее ночами жмется в берега малек, соответственно, тем ближе к урезу воды попадается налим, покидающий к этому времени более глубокие русловые броски. По этой причине и охота за налимом с донками идет на коротке, длина лесок закидушек обычно не превышает 10-15 метров.
По небольшим и средним рекам налимчики в 300-400 грамм попадаются нередко по бугристому дну. Клев часто одинаков, что на червя, что на малька, но выгоднее цеплять последнего, на которого может позарится и ночной судачок, который будет не лишним в прилове.
Хотя живца нормального размера добыть в предзимье непросто, и ловят на любого малька – сеголетка с палец длиной, добывая здесь же вечером с помощью малявочника. Одиночный малек – наживка не объемная, не очень-то привлекательная для ночных хищников, поэтому на крупный одинарный крючок цепляют сразу четыре малька проколом через ноздрю или глаза – и налиму, и судаку все равно, живые будут мальки или снулые.
На этот же мальковый веер попадается ночью и голавль. Если продолжить рыбалку с восходом, то мальком рыба перестанет интересоваться. Зато, уменьшив размер крючка и наживив его червем, встречаются с клевом окуня и носаря.
По ночным перекатам с глубинами меньше метра попадается налимятникам и судак. Не первый год подмечено, что судаки выходят на перекаты даже в самое жесткое предзимье уже при стабильно минусовых температурах. Но только ночами, когда на берегу можно встретить джигового спиннингиста, пробирающегося через налимьи донки. Часто на небольших реках на десятки километров рыбака не встретишь, а где-то на популярных точках не протолкнуться даже в самую страшную непогоду!
Опытные рыбаки напоминают, что при любом развитии погодных событий ловить налима по осени перспективно в небольших притоках крупных рек, они же становятся основными водоемами в период позднеосенних половодий на больших реках. Некоторые доночники уверяют, что в небольших притоках неподалеку от их устьев особи берут крупнее 700-1000 г, особенно если наживлять не червя, а куриные потроха размером с небольшой грецкий орех на крупный крючок, по международной классификации где-то 5-6 номер.
Цепляется наживка несколькими проколами, чтобы пару кусков немного свисали. Хорошо работает эта наживка и в крупных материнских реках, но там ее часто теребит небольшой сомик. А вот на веретеницу, кроме налима, часто влетает голавль, щука, причем зубастая в прилове именно ночью (!), а не на зорях, идут экземпляры крупнее, чем днем, ловят ее попутно с налимом и специально, выставляя на ночь жерлицы, заряженные карасиком. Небольшой карасик популярен и у налимятников, но самая главная наживка все же веретеница.
Налим рыба обожающая эту наживку. Когда ее моют – добывают, берут всю, и крупную и мелкую, особенно если не получается нарваться на «залежи», и каждой найденной веретенице радуешься как пойманному крупному налимяре.
Как правило, рыбалка на совсем уж малых реках характерна сверхкороткими забросами, если река шириной 10-15 метров, то обычно кидают не далее 5-6 метров, на край ямки у обрывистого берега, где все проверено еще летом по теплой водичке – ныряли, и не раз, обнаружив налимьи норы и умудрившись даже вытащить оттуда руками парочку угрюмых от тепла налимов…
Снасть чаще всего используется простейшая закидушка «без всех этих извращений в виде дорогих удилищ и катушек», основное внимание на верную сборку монтажа. Забросы делают под самый берег с обрывов, леска под большим углом выходит из воды, что излишне высоко поднимает поводки с крючками — налим рыба хищная, но ползающая по дну, проплывет под наживкой и голову на нее не поднимет. Поэтому применяют бегунок – дополнительное скользящее грузило весом в 20-30 грамм, прижимающее поводки ко дну.
Основной груз концевой (при зацепе оторвется только он, а рыба на крючке останется). Леска 0.4 мм намотана на фанерное мотовило. В полуметре от груза привязан тридцатисантиметровый поводок диаметром 0.25 мм. Еще в полуметре выше завязан плотный стопорный узел, в него упирается груз – бегунок, пускаемый по леске после заброса оснастки.
Бегунок не мешает заметить поклевку, ведь этот грузик скользящий, да и вообще обычно не следят за снастями, просто собирают налимов при перепроверках. Или ершей — на участках, где этих обжор много, ловить эту треску на червя – дело неблагодарное. Но нередко бывает так, что взявшего на червя ершика заглатывает подошедший налим. А попадается увесистый ершик, так и его пускают на наживку, цепляя на крюк резку – ершовое филе, вырезанное вместе с кожей, из одной рыбки получается две полосочки налимьего деликатеса.
Малоречье ценно и тем, что здесь проще пересечься с рыбой по банальной причине – полигон то небольшой, при необходимости можно и к противоположному берегу забросить тяжелый груз донки, отыскивая ход рыбы методом тыка. Заядлые налимятники уверяют, что это основной метод даже на хорошо известных местах. Так, называемые «налимьи тропы», где случаются поклевка за поклевкой это уже более зимняя тема, когда с установлением ледостава рыба действительно часто ходит строго заданным маршрутам, чем и пользуются мастеровитые рыболовы, выставляя по проверенным точкам зимние донки, успевая по ранней зиме неплохо оторваться.
Осенью же поимка рыбы вовсе не говорит, что в этом месте будут еще поклевки, особенно на малой реке. Поэтому кидают левее – правее, дальше – ближе, считая, что налимы ползают по дну в одиночку, и каждый своими маршрутами. Более того, достав хорошего налима, донку часто переносят немного выше или ниже по течению, уже не надеясь здесь на поклевку – очень редко осенью из одной точки удается поймать две – три рыбины.
При частых сменах мест приходит понимание, что налимьи часы клева зависят не от сезона, не от особенностей водоема, а от конкретного места, где в определенное время проходит налим, этот вечный бродяга. Обычная картина практически для любого налимьего водоема: вот здесь самое то было с заката до 11 ночи, а километром ниже лишь под утро закидушки сработали.
А поменяется погода, да еще луна из-за туч выскочит, и вообще клев может обрезать. В этом моменте подсмотрена практически прямая закономерность – чем хуже клев налима, тем выше вероятность на этих местах поймать другую рыбу. И наоборот – когда подлещ, густера, окунь, судак, щука как сквозь дно проваливаются, так сразу пошли самые лучшие уловы налима! Налим — яркий и капризный индивидуалист – чем всем хуже, тем ему лучше. Раз такой, то полезай в уху, вредный налим рецепты которой знают многие.
Вот, кстати, мой рецепт вкусной ухи из этой рыбы. Чем больше налимов, тем лучше, но здесь уж как повезет с клевом – один раз варили из одного налимчика в полкило весом порцию на 6 человек, и ничего, все равно гораздо вкуснее тушенки…Выпотрошенных, промытых, разрезанных на куски налимов укладывают в котелок, заливают водой. Сюда же налимье головы с удаленными жабрами, молоки, печень. Вешают над костром. Вода закипела, снимают ложкой пену, вешают повыше, где не так жарко, и добавляют соль, специи, сырую целую луковицу.
Варят минут 20, осторожно помешивая прутиком (не ложкой, чтобы рыбу не развалить), еще несколько раз снимая пену. Когда рыба сварится (мясо станет белым и упругим), снимают котелок, но ни в коем случае не подпускают товарищей с ложками – ухе надо настояться, дойти, чтобы обрела настоящий аромат и вкус. На осеннем холоде остынет мигом, поэтому накрывают крышкой (не забыв сначала добавить дольку лимона и раскаленный докрасна уголек) и закутывают во что-то теплое (одеяло, бушлат – ватник) на 15-20 минут. Лишь затем приступают к заветному, отдавая себе четкий отчет, что не зря приехали на налима. Эх, все же не зря добавили уголек – бульон получился чище, и аромат дымка знатный!
Человек написавший эту статью вообще знает, кто такая «веретеница»?
Для особо умных вот ответ от Сабанеева: В верховьях Днепра в Смоленской губернии (Корде) мирона ловят на донную с очень тяжёлым грузилом, от 1\4 до 1\2ф в самых быстрых местах реки и на очень прочные снасти. Насадкою служат — веретеница (ручьевая минога и её личинка, слепой вьюнчик)величиной до У4арш, её отыскивают в мягком иловато-глинистом иле, доставая оттуда черпаком или просто руками. Эта насадка считается чуть ли не лучшей. Крючок продевается веретенице в рот, жало и бородка выпускаются наружу, непременно снизу, на расстоянии 1\2Д ото рта.
Так что не учите учителей у которых 30 лет рыбалки за плечами. Если вы околорыбак и думаете что веретеница это только безногая ящерица то нет, у этого названия много толкований. Вообще-то опытные рыбаки таких тупых вопросов не задают, они прекрасно знают, что в рыбацком смысле означает веретеница
Добрый день. Более подробно о налиме можно почитать здесь.
«Налим» Охота за пресноводной треской. гугл Вам в промощ!