Ловля леща на донку — колесо
Некоторые рыболовы-скептики любят утверждать, что в рыбалке все уже давным-давно придумано, все написано – друг у друга переписано. Но это не совсем так. Хорошие свежие рыболовные идеи бесценны и всегда востребованы. Даже в мире рыболовных снастей, где, казалось бы, давно все «утряслось», и создаются большей частью лишь вариации на известные отработанные конструкции, иногда появляются супервещи.
И бывает, что эти новинки вовсе не продукт «космических технологий», бывает, что они просты как грабли, но эффективны как автомат Калашникова. И подобные идеи выдает гениальный рыбацкий мозг за доли секунды. Воплотить же идею в реальность для трудовых рук – дело не шибко хитрое. Итак, сама суть снасти: конструкция донки – резинки, вполне классическая, за исключением сногсшибательной конструкции катушки.
В её роли выступает …велосипедное колесо!
Само колесо устанавливается на компактной дюралевой или стальной разборной станине (подставке). Крепление колеса такое же, как и к вилке велосипеда–прорез (или отверстие) в станине и зажимная гайка. И если с самим колесом все нормально (втулка в порядке), то вращается оно с легкостью «Невской». На обод колеса наматывается леска, под которой весьма желательна резиновая прокладка, не дающая леске травмироваться о металл.
Такая конструкция очень хороша на больших водоемах или озерах где подозрительный и осторожный лещ к берегу ближе, чем 150-200 метров не подходит, и вся рыбалка затрудняется, а подтянуть этого хитреца к берегу прикормом маловероятно. И вот тогда возникает вопрос: как же выловить рыбу?
Традиционная технология ловли на донку — резинку леща многим известна. Берег хорошо чиститься (подметается или подкладывается кусок целлофана), и кольца лески аккуратно складываются. Если же отнестись к этому процессу небрежно, то леска может путаться как при вываживании рыбы, так и при стравливании оснастки к месту лова. Запутывания при этих манипуляциях здорово нервируют рыбака – доночника и явно не способствуют успешной рыбалке.
Конечно, доночники пытаются усовершенствовать процесс «резиночной» рыбалки, вплоть до применения удилищ с инерционными и даже безынерционными катушками. Но не все тут просто: «резинка» — снасть специфическая и управляться с ней — занятие не для нервных личностей.
И велосипедное колесо видится одним из лучших вариантов, позволяющих надежно (и быстро) стравливать леску и вываживать рыбу. Всем известно, что ловля премудрого крупного леща – дело не любящее суеты. Здесь главное – избежать иной неприятности: не дать витку лески попасть на ось колеса, что остановит процесс лова, а то и повредит (и даже порвет) леску.
Поэтому можно установить дополнительно пропускное кольцо напротив обода колеса. Кольцо можно закрепить на какой-либо конструкции – кронштейне, укрепленной к станине. Впрочем, здесь возможны варианты изготовления всей конструкции «велодонки» под себя, главное здесь сама идея.
А как же крутить – вертеть? Здесь видятся два варианта: колесо без ручки и с ручкой. Колесо без ручки это реальный и довольно удобный вариант для «резиночника», привыкшего работать с леской обеими руками. При стравливании лески колесо просто притормаживается рукой, избегая излишне быстрого вращения, грозящего «бородами».
При вываживании леща (или просто подтягивании оснастки к берегу) колесо уже перебирают двумя руками, что не вызывает больших затруднений – как штурвал корабля.
Большой плюс колеса заключается в том, что при резкой потяжке можно мгновенно прекратить подмотку и отдать лещу несколько метров лески, просто притормаживая колесо пальцами рук.
К колесу можно приделать и ручку, при этом процесс подмотки оснастки ускориться. Ручку можно приварить непосредственно к ободу, правда, в этом случае движения рукой будут довольно размашистыми, что не совсем удобно. Можно к ободу в двух точках приварить поперечину на удобном уровне, и уже к поперечине приделать ручку.
Также ручку можно закрепить непосредственно к спицам. Но эти моменты не принципиальны – кто как хочет, так и делает. Главное что колесо работает прекрасно и без ручки. После завоза оснастки и установки на леску сигнализатора поклевки колесо обычно стопорится, каким либо стопором наглухо, а при поклевке происходит самозасечка, или же подсекает сам рыболов, ориентируясь на сигнализатор. Затем стопор быстро убирается и трофей вываживается.
Не сложно ввести в такую конструкцию донки и фрикционный тормоз. Надев на ось серию фрикционных пластин (с обеих сторон отверстия или прорези в станине), к примеру, из фторопласта, и гайкой-барашком сможем регулировать легкость вращения колеса. Но возможны и другие конструкции этой донки. Велосипедное колесо можно применять и для более смелых целей. В доночной оснастке с резинкой исключаем грузило и можно ловить в полводы, а то и по верху. На том же 150-200-х метровом удалении от берега (или ином необходимом расстоянии) вгоняем в дно кол и привязываем к нему резинку и все — ловля на колесо пойдет как надо.
Если с колом не получается, тогда можно заякорить тяжелый груз связанный шнуром с буйком, резинку крепим к буйку. На леске можно установить один или несколько крючков, на нем наживку (опарыш, муха, мелкий жук и т.д.) и ловим в полводы или поверху. А если еще немного подтягивать – отпускать леску, то получается, что-то на подобие «резинового нахлыста». Но в таком случае на эти движения лучше реагирует не лещ, а крупная плотва, красноперка и голавль и прочая белая рыба.
По большому счету, заядлым рыболовам — велосипедистам можно для такой рыбалки задействовать свой велосипед. Ведь снять покрышку и камеру с колеса — дело пары минут. Ставим велик вверх тормашками, и укрепляем его любым способом, придавая ему устойчивость. Все, можно оснащать колесо леской (причем как переднее, так и заднее).
Если задействовать для этих целей заднее колесо, то получим уже «навороченную» конструкцию с ручкой (педаль) и тормозом (тоже педаль). Если стравливанию и подмотке лески мешает грязезащитный щиток, то можно вновь вспомнить о пропускном кольце. В данном случае кольцо можно установить прямо на щитке, пусть для этого даже придется сделать в щитке отверстие и установить кольцо в нем, что сделает ловлю еще эффективней.
Супер идея! Класс! Наш мужик на все горазд!
Да, на такое только мы способны, покажи любому иностранцу, так очи на лоб полезут. Фиг объяснишь что это такое!
Прикол! Глянуть бы в реале как это рабатает!
Такой катушенцией можно и на море скумбрию таскать!
Самая засада последние 3-5 метров, когда вываживаешь и подсачиваешь, а крючки перемёта норовят впиться в руку, и, как не крути, одному что-либо взять на резинку порядка 2-3 кг проблемотично. 50% при всех условиях!
Такой расклад при ловле на любую снасть, особенно где стоит катушка, и крутить нужно и подсачивать надо, хоть разорвись, даже при ловле на простую донку-резинку, подтягивать и одновременно подсачивать очень трудно. Так же и спиннинговой ловлей, особенно с лодки, когда щука кило на 5 сядет.
Велосипедное колесо в этой роли я ёще не разу не применял!
Отличный материал!!! Заценил ваш сайт
От этого кризиса все на такие снасти скоро перейдем!