Ловля карася в стоячей воде
Изначально очень важно побороть свои сомнения насчет наличия достаточного количества крупного карася в водоеме. Даже когда почти полностью спускается вода в пруду, сложно понять, сколько здесь этой рыбы. Ведь именно этот хитрец, в отличие от того же карпа, «спускается» неохотно, а забивается в ямки, канавы, где осталась вода, или вовсе зарывается во влажную жидкую грязь. И только вновь заполнят пруд водой – пошел толстячок дальше набирать вес и размеры. Что уж говорить о прудах, которые давно не спускали, особенно крупных, достаточно глубоких, или тех же карьерах с «кривым» дном, где обычно крупной рыбы намного больше, чем может показаться на первый взгляд.
На поплавочных мелях
Даже наиболее крупные «лапти» при устойчивой теплой летней погоде регулярно выходят на прибрежные мели до метра, и даже полуметра. Тут обильная водная растительность, богатая пищевая база. Но по тем же причинам тут полно мелочи плотвы, того же мелкого карасика, которые активно питаются и так же активно клюют. Поклевки же крупных собратьев на отмелях происходили только тогда, когда другая рыба перестает активно питаться и клевать. Обычно это короткие периоды утренних и вечерних зорь. Реже ночью – клев прекращается через полчаса после наступления темноты.
В чем причина столь непродолжительной ночной активности карася на мелях? Есть подозрения, что все дело в кислороде: ближе к ночи в стоячей воде водные растения прекращают вырабатывать кислород и начинается усиленный процесс выделения углекислого газа. Сперва реагируют на это водные личинки и различные насекомые, потом рыба, которая составляет карасям конкуренцию, и после уже они сами ощущают дефицит кислорода.
Днем на отмелях совсем другая картина. В водные растения стремятся зашиться многочисленные стайки мелкой рыбы, тут самые комфортные для них дневные стоянки и места кормежки. Крупняк тоже периодически навещает такие места – это можно наблюдать визуально. Карась выдает днем свое присутствие, но полностью игнорирует разные наживки и самый изощренный прикорм. И такое ощущение, что избегает массовой трапезы более мелкой рыбы. Не желает (или не может) согнать мелочь с прикорма. И ловится на мелях в тот короткий промежуток, когда другая рыба покидает этот участок.
На фидерных глубинах
На прудовых и озерных глубинах от 2 до 3м иная картина. Здесь водорослей немного, а то и вовсе нет, поддерживается стабильный кислородный режим, и клев крупного карася бывает продолжительным по времени – зачастую целый день с небольшими перерывами. Питаться на глубине ему есть чем. Как-то при внимательном изучении желудков пойманных рыбин, осознал, в чем секрет. И сразу же приступил к действию: к ведру прикрепил веревку и вытащил образец донного грунта. Грунт был плотным и в нем содержалось много мелких, спиральной формы ракушек. Оказалась, что как раз их-то и предпочитает кушать этот привереда! Все же и он не отказывается разнообразить свой стол чем-нибудь вкусным, и грешно этим не воспользоваться, предложив аппетитный рыбацкий прикорм.
Но закормить крупных «лаптей» оказалось не так-то просто, да и мелочевка может быстро выедать прикормку до подхода крупняка. Поэтому обычно закармливаюсь так: беру темного цвета марлю, делаю небольшой мешочек и плотно забиваю растительным прикормом, добавляя донный ил с колониями мелких ракушек. Такой мешочек с прикормом горкой лежит на дне и отлично привлекает рыбу. Обсасывая мешочек, она раззадоривает свой аппетит, но при этом практически не насыщается, так как съесть может только незначительные частички корма. А ловится при этом лучше всего на кукурузу. К мешочку привязываю леску с буем, которым не даст промахнуться с фидерным забросом к прикормленному месту. Доставляю такой специфический прикорм на точку вплавь, хотя, конечно, проще это делать на лодке.
Исходя из вышесказанного, делаю вывод: при летней ловле крупного карася сложно обойтись одной снастью. На прибрежных мелях вне конкуренции поплавочная удочка, которую и применяю на зорьках. Днем в фаворитах – фидер, позволяющий точно облавливать более глубокие участки даже при достаточно сильном ветре.