Ловля щуки на мели
Как известно, рыбак рыбака видит издалека, однако хороший рыбак помимо своего собрата по увлечению издалека старается видеть и рыбу. Именно по этой причине свои взоры рыбаки-щукари частенько направляют на мелководье, и не спроста. Мель с полным правом можно назвать колыбелью рыбьей жизни, ведь трудно себе представить, где мог бы находиться малек, если бы на речке не было бы мелководных заливчиков и излучин, да и был бы этот малек вообще, если бы не мели-нерестилища.
Частыми гостями здесь являются и хищники разных мастей и калибров, в том числе и моя любимая щука. Надо думать, что привлекает пятнистую сюда именно малек. Но почему-то в некоторых светлых умах устоялось предубеждение вроде большому кораблю – большое плавание, мол, матерую щуку на мель никакими коврижками не заманишь. В принципе, и в этом высказывании есть доля правды, но, как известно, незыблемых истин в рыбалке не существует. При некоторых условиях по числу рыбы глубоководные бровки, ямы, плесы ничего не значат по сравнению с мелководьями.
Об эффективности мелей при ловле щуки у меня сложились довольно противоречивые представления, однако, приводя их к общему знаменателю, можно сказать следующее: встречи с хищницей на мелководных участках, как ни странно, больше всего происходили при ясной, солнечной безоблачной погоде. Хотя, казалось бы, яркий солнечный свет не самое лучшее подспорье на мели, так как щука рискует быть обнаруженной.
Долго старался объяснить для себя этот парадокс, пока не прочел интересное и, по-моему, справедливое мнение о том, что благодаря интенсивной игре света (что обычно в солнечную погоду) в воде щуке легче маскироваться на хорошо просматриваемой акватории. А уж при ветре, нагоняющего на поверхности легкую рябь, щука напрячь «теряет страх» и практически без опаски выходит на отмели.
Однако не совсем правильно привязывать мелководный порыв зубастой только к солнцу, доводилось ловить зубастую на отмелях и в пасмурную погоду, не взирая на небольшой дождь. Какой бы не была погода, шансы на встречу с хищницей именно на мелководьях значительно повышаются утром и вечером, причем в сумерках зубастая может отстаиваться на участках с весьма быстрым течением и небольшой глубиной, где днем практически не бывает. С утра же щука предпочитает стоять на более спокойных местах с ровным течением. В середине дня хищницу можно застать в небольших прогалах между водорослями, нередко на очень малых глубинах.
Залогом успешной мелководной рыбалки считаю наличие на участке ловли материального (корч, водоросли, трава) или мнимого укрытия для хищника (тень от прибрежного куста, дерева, или обрывистого берега и т.п.), а еще лучше и того, и другого. Что касается положения зубастой в воде, то здесь выражение «рыбка плавает по дну…» приходится как нельзя кстати, щука держится у самого дна, да и как иначе, если порой глубина не превышает 20 см! О второй части поговорки, которая в полной мере показывает не столько величие, сколько могущество русского языка, могу сказать лишь, что к мели она не относится.
Зная придонное положение зубастой, и живца будем опускать к самому дну. Частенько на мели приходится иметь дело с мелкой щучкой (травянкой), которая явно еще не достигла «совершеннолетия», отпустить такой экземпляр дело рыбацкой чести. Выбор размера живца оказывает порой решающее значение на размер будущего трофея, особенно при пассивной ловле, когда длительное время облавливается одно и то же место.
Зная габариты местного малька (а увидеть его на мели не составляет большого труда), чтобы не вызвать подозрений у хищника, можно использовать живцов таких же размеров. С другой стороны, можно задействовать довольно крупную плотву, тем самым повышая интерес матерой щуки именно к нашей рыбешке.
Зачастую с живцом бывает напряженка, тогда уж не до тактических ходов, чем богаты, тем и рады. На мелководьях частиком предоставляется прекрасная возможность воочию увидеть потенциальный трофей. Наиболее частая ошибка в подобной ситуации – это стремление подсунуть живца под нос хищнице, к таким сюрпризам зубастая не привыкла, и в основном игнорирует «манну небесную», свалившуюся неизвестно откуда. В таких случаях лучше отпустить малька чуть поодаль. Зная рельеф дна, мы значительно повышаем свои шансы на успех.
Одно из ощутимых преимуществ мелей – это возможность визуального определения рельефа. Если на повороте русла обнаружится небольшая вымоина – углубление по центру или у берегов, то туда можно смело отправлять живца, хищница такие места часто использует в качестве укрытия. Выходя на мель, хищница осторожничает, особенно в безветренную погоду. Поэтому большое значение следует придать маскировке. В принципе, не обязателен НАТОвский камуфляж и боевая раскраска лица, достаточно просто занять правильное положение относительно солнца и по возможности меньше передвигаться.
Живца лучше использовать местного, но в отдельных случаях у щуки пробуждает интерес озерный живец, тот же карасик, который на течении смотрится неуклюже и выделяется в стайке местных пескарей. Такая нестандартная тактика частенько приносит успех.
Особняком среди неглубоких участков стоят мелководные заливы, старицы или мини- болотца, отделяемые от основного русла стеной осоки. Честное слово, был бы щукой, оттуда не вылазил бы! Ко всему прочему, такие заливчики служат ориентирами мест возможных стоянок крупных щук, причем довольно точными. Дело в том, что у противоположного заливчику берега вероятность встречи со щукой очень высока, особенно если там приличная глубина, а еще лучше подрез.
Если заливчик сильно зарастает, то есть смысл попытать счастья непосредственно у границы с основным течением. Чистый не заросший брод летом чаще можно встретить на страницах рыболовных журналов, на деле же мели часто превращаются в «заливные луга». Водоросли везде, и, порой, так разрастаются, что поплавку негде упасть. Щуку, исходя из технических сложностей, взять здесь весьма проблематично. Чтобы добиться успеха, наша снасть должна немного эволюционировать: во-первых, поставим максимально короткий поводок, размеры поплавка сведем к минимуму, а вместо двойника большой одинарный крючок, можно даже незацепляйку, живец средних размеров.
Тактика тоже претерпевает некоторые изменения: при ловле в окнах между водорослями мы имеем возможность подать живца над самым ковром растительности (что, порой приводит к зацепам) или у самой поверхности, так как зачастую слой воды над «зеленкой» не превышает 30 см. Первый вариант предпочтительнее для активной ловли, так как мы постоянно контролируем снасть, а значит и живца. А второй как для активного, так и для пассивного лова. Второй способ оптимален при ловле на жерлицы.
Мели с очень быстрым течением, которые порой напоминают горные реки рыбаки-щукари часто недолюбливают. Я же ловлю и здесь. Использую обычную поплавочную удочку, живец – какой есть под руками. Небольшая хитрость в том, что заброс осуществляется прямо в центр водоворотиков, которыми обычно изобилуют участки с быстряками. Дно в таких местах неровное, а водовороты могут подсказать нам место нахождения ямок, то есть мест возможных стоянок зубастой. Для удобства немного увеличим массу грузила – теперь слово за щукой.
Мели оказываются очень удобными полигонами для испытания и обкатки новых снастей, к тому же это очень неплохой вариант при ловле в жаркую погоду. В итоге, мелководная тема оказалась гораздо глубже и интереснее, чем можно было себе представить.