В начале весны на мелких небольших озерах, прудах, торфяниках уже обычны первые признаки «задух». Вроде и не погибает рыба, но начинает «эвакуацию» от гниющих прибрежных водорослей, где клева вообще никакого – ни бели, ни щуки. И тогда еду со ставками на речку, где картина прямо противоположная – у травы самая активная рыбка.
Говоря о речной ставочной щучьей рыбалке, обычно отмечают ловлю по староречьям, фарватерным свалам, каким-то иным обширным речным ямам или глубоким плесам. Может быть и там нормально, во всяком случае, по крупной щуке, но на этих просторах непросто вычислить рыбу, и поклевки там точно не частят. Недаром большей частью щукари в староречьях ловят, а там что-то в марте не сильно хвалятся уловами.
Что касается основных глубин, то лед в этих местах далеко не всегда надежный, а то и нет вовсе. Зато лед практически всегда есть на моих любимых прибрежных участках, где и практикую этакую «домашнюю» ставочную рыбалку – спокойную, размеренную, берег в двух шагах, всегда могу выйти, размяться, сходить в машину перекусить или погреться.
Обычно глубины возле берегов в районе 0.5-2м. Слабое течение проходит по самому краю густых (или не очень) прибрежных водорослей, и благодаря постоянному току воды на участке всегда хороший кислородный режим, ведь водоросли практически не гниют, являются источником корма, хорошим укрытием. И все эти рыбьи радости в течение всего зимне-весеннего периода! Неудивительно, что здесь вечно крутится множество мелкого окунька, плотва, уклейка и даже небольшая густера. Судя по всему, это очень доступная пища для щуки, только пасть раскрывай. Да и укрытия в траве хороши не только для мелочи, но и для самой щуки, и наверняка одни хищницы сюда наведываются периодически, другие – держаться постоянно, отстаиваясь в засадах.
Предвижу главный встречный вопрос: насколько крупные щуки ловятся в марте в таких местах, не одни ли «шнурки»? Исходя из моей практики, практически прямая зависимость – чем ближе к берегу и чем там мельче, тем меньшая идет щука. На глубинах до метра ловится зубастая в 500-700г, и не припомню ни одной килограммовки. От метра до полутора щуки обычны в 1-.1.5кг, хотя поклевок поменьше, и не на каждой рыбалке. На более глубокой бровке от 1.5м в лучшие годы за март удается поймать пару-тройку совсем уж красивых щучек, но это редко и непредсказуемо. На мели все более надежно.
Где-то в конце февраля- начале марта клев щуки по моим прибрежным местам может резко «вырубить». Попытки погонять мормышку показывают, что мелочь никуда не ушла, долбит здесь и там. А щука не хочет брать. Общался со старыми рыбаками, так те уверяли, что щуки в это время нередко уже уходят в преднерестовый ход и держатся по мелким нерестовым заливам, граничащим с открытой водой. Но туда лезть уже опасно, да и нет большой охоты отыскивать новые щучьи места.
Поэтому продолжаю облавливать прибрежные речные участки, меняя их, ориентируясь на клев, и бывает, удачно меняю. Судя по всему, на таких местах стал бы хорош щучий балансир, но этой темой не владею, все как-то руки не доходят. Мормышка – да, но ловится на нее откровенная мелочь, в которой есть нечего. Зато всегда без проблем пополню запас живца, попробовав разные виды.
Особенно рад, когда пескари где-то проклюнутся на мотыля, этот живчик давал немало поклевок, и что особенно ценно – вроде как на пескаря покрупнее щуки садятся. И плотва очень неплохо работает. С другой стороны, бывало так: на окуня щук поймано больше, хотя поклевок меньше, чем на белую рыбу. Все же колючего окуня (и ерша) мартовские щуки часто заглатывают жаднее, соответственно, и реализация получается лучше. Хотя и не всегда, конечно.
И немного о «щучьей погоде». На мой взгляд, если речная щука не испытывает ранней весной кислородного голодания, то разнообразные погодные и астрономические факторы не очень-то сильно влияют на аппетит хищницы, живущей на течении. Главное – чтобы она была на облавливаемом участке, и ей легко дышалось, а когда задыхаешься от этой гнили, то уже точно не до еды. Лучший клев наблюдал при нахождении Луны в последней четверти, а также при оттепелях, если они сопровождаются южным или западным ветром.
Самое плохое – резкое изменение уровня реки, и неважно в какую сторону. У меня вечно так – пока хотя бы сутки уровень не «устаканится» на одной отметке, так и нет клева, пусть даже стоит отличная ровная погода.
А вот на озерах, судя по всему, влияние погоды на щучий клев более широкое. Особенно эти магнитные бури достают щуку – клев всегда был слабеньким, а то и с «нулем» уезжал домой. Но что интересно! Судя по всему, щуки чуют эти магнитные бури за несколько дней, за двое-трое суток активно жируют накануне кратковременного поста. Я этих бурь вообще не чувствую ни до, ни во время, но ведь синоптики заранее предупреждают…
Наверное, на клев щуки много чего влияет природного. Возможно, этих причин намного больше, чем предполагает человек, и разные отрицательные факторы накладываются друг на друга, вообще «отключая» клев отдельными днями. Хотелось бы разгадать все эти секреты, известные щуке, чтобы знать – ехать со ставками или лучше с мормышкой побегать за окунем или плотвой. С другой стороны, в народе говорят – «много будешь знать – скоро состаришься»… А мне этого точно не надо. Так может, рыбалка молодит именно поэтому – множество неразгаданных загадок поджидают на реках и озерах, их интересно расшифровывать, но именно в неразгаданности природных тайн и есть весь цимус рыбалки!