Крупную зимнюю плотву весом под 500-700 г с каждым годом все сложнее взять не только на средних по площади и глубине водоемах, но даже на крупных водохранилищах. Нередко бывает, что килограммового леща намного проще выловить, но тем желаннее уловы увесистой плотвы. Главное, что всегда есть реальный шанс поклевки крупной плотвы весом под 1 кг, а это уже эксклюзивный трофей для мормышечной снасти!
Каждый водоем, каждое озерцо имеет свои важные особенности – универсальных вариантов я не знаю. Но крупная рыба в первую очередь требует хорошего бура и желания без устали им работать. На прикорм особо не рассчитываю. Хорошего подлещика он может собрать, но не плотву приличного размера. Эту хитрую рыбу лучше искать по окуневой стратегии.
Пробурил пару-тройку лунок, быстро обловил мормышкой и снова новую серию сверлю. Длительность облова лунки увеличиваю лишь там, где пошла плотва – до прекращения поклевок. В лучшем случае из лунки поднимается 4-5 штук, дальше работать здесь особого толку нет. Ни прикормку сюда сыпать, ни возвращаться через какое-то время ( если только назавтра). Поклевок в этой лунке уже не будет, если только случайные, единичные, высиживать их смысла не вижу, ведь выгоднее поискать места «посвежее».
Важно выбрать верную сегодня тактику облова лунки, иначе можно ничего не поймать, хотя рыба здесь стоит. На многих участках плотва делит места с мелким ершом. «Колючка» по своей природе ползает по дну, плотва держится выше, в 0.5 -1,5 от дна. Во всяком случае, именно в этом горизонте идут плотвичные поклевки. Соответственно, применяю игровой вариант мормышки.
Интенсивность колебаний и скорость движения приходится подбирать на каждой конкретной рыбалке. В декабре-январе чаще на медленный подъем берет. Начиная с февраля, медленный спуск лучше срабатывает. Хорошо работает спуск с паузами: опустил на 5-10 см, пауза 1-2 секунды, и так далее, но не довожу до самого дна, иначе ерш схватит.
Важнее игры – качество мотыля! И не только изначальное.
Во время ловли крупной плотвы зимой постоянно слежу за качеством наживки. Даже если в пучке хоть один вытекший мотыль, шанс поклевки крупной плотвы резко снижается. И если случилась холостая подсечка, дальше не играю, а сразу достаю мормышку, проверяя наживку, обычно меняю. После пойманной рыбы также меняю весь пучок, хотя старый еще может казаться нормальным, для лещей он сгодится, для привередливой крупной плотвы – нет.
Лишь там, где нет или мало водится ерша, и плотва держится вперемешку с подлещиками и лещами, имеет смысл ловить со дна. Более того, прошлой зимой попадал в ситуации, когда мормышка не давала плотву. Только оснастка с отдельным грузиком и маленьким крючком (с пучком мотыля), неподвижно лежащим на дне. Это дело просек на прикормленных лещовых местах, где расставлял две кивочные удочки – одна крючковая, вторая мормышечная.
На играющую мормышку брал только крупный подлещик, приманка овальной формы, черная с белыми точками. По размеру – чем меньше, тем лучше, лишь бы на леске 0.12 мм, можно было опустить на глубину 7-8 м. А вот плотва только на крючок брала на тех рыбалках! Вообще на некрупных озерах заметил, что плотва из года в год становится все более осторожной, тоже самое касается и леща.
Тут мне видятся две основные причины. Во-первых, все больше многие природные озера испытывают мощный рыболовный прессинг. Во-вторых, на водоемах, где растет поголовье хищников, особенно окуней, плотва начинает тихориться, так полосатые жестко прессингуют ее. Это особенно заметно весной при плотвичном нересте, когда рыба идет в берега.
Раньше на плотвичных мелководных нерестилищах никогда не было окуня, только щуки, но в последние годы окуни обычны у трущейся плотвы. Да и на крючок все чаще попадаются зимой и летом плотвицы с характерными отметинами, оставшимися от зубов хищника.
Но все на многих озерах по-прежнему реально нарваться на увесистую плотву. И очень полезно прихватить с собой опарыша, тогда плотва идет крупнее, чем на мотыля. Универсален бутерброд опарыш + мотыль, он часто выручает когда чистый опарыш работает слабовато. На мелких озерах плотва нередко встречается со своими особыми «бзиками». Клев часто относительно стабилен, полностью не сникает даже на сильных погодных перепадах. Да и по времени дня берет во многом предсказуемо.
Утро – всегда самое хорошее время, на зорьке так вообще можно на жор нарваться. Днем, как правило, клев резко ослабевает. Вечером можно хорошо поймать, но далеко не всегда. Получается, главное – не проспать, приехав на рассвете, чтобы успеть закормить лунки. Прикорм на относительно небольших озерах работает неплохо, как по плотве, так и по лещу.
Без проблем держат рыбу, достаточно простые смеси. Основа – сухари, плюс немного измельченных жаренных семечек подсолнечника для запаха, и чуток манки для придания завлекательной мути. Обычно находил приличного размера плотву, там где к заросшим мелям примыкают глубинные бровки, и именно на границе травы и чистого дна перспективно прикормиться.
К особенностям ловли крупной плотвы на природных озерах отнес бы ее нелюбовь к активной подыгровке мормышкой. Если подыграть, то чуть-чуть, пошевелить аккуратно на дне, немного поднять-опустить без колебаний, хотя обычны рыбалки, когда плотва берет только «на стоячку», и чем крупнее рыба, тем этот момент более выражен. Кто-то находит ключи к плотве, применяя в качестве наживки шитика.
Основная стратегия – настойчивое высиживание проверенных мест в ожидании выхода рыбы. От рыболова для этого потребуется большое терпение, не каждый на такую рыбалку способен, лично мне больше подходит активная мормышечная ловля. Был раньше уверен, что существуют самые подходящие мормышечные проводки для леща, окуня и плотвы.
К примеру, там, где начинал свой путь зимнего рыбака, полосатые лучше отзывались на классическую окуневую игру – большое число колебаний с минимальной амплитудой и достаточно быстрым подъемом. Для плотвы – более плавная мягкая игра. Однако начав ездить более широко, убедился, что есть немало «замороченных» водоемов, где классическая игра мормышкой приносит слабые уловы.
Стал приглядываться к успешным рыболовам, обратив внимание, что те трясут мормышкой непривычно. Потом один рыбак мне как-то поведал, что в конкретном водоеме всегда преобладают определенные мелкие животные организмы, которыми рыба и питается в первую очередь.
Поведение этих организмов вызывает у рыбы привыкание реагировать именно на эти движения, и если игра мормышки в чем-то схожа, то и клев всегда лучше. В итоге сделал вывод для себя, что на конкретном водоеме предостаточно двух-трех видов проводок, но они не становятся универсальными повсюду.
Соответственно, не совершенно незнакомом месте, всегда нужно пытаться подобрать уловистую проводку, или же подсмотреть, как трясут приманками местные рыболовы. Если уж совсем непонятно от чего отталкиваться, то каждую новую проводку на лунке делаю по-разному, меняя амплитуду, частоту колебаний, скорость подъема и спуска.
Конечно, такие эксперименты есть смысл затевать на лунках, где есть рыба, поэтому сначала пытаюсь найти ее универсальной проводкой, более-менее работающей на большинстве водоемов.
Опускаю мормышку до дна, выдерживаю неподвижно пару-тройку секунд (кивок полураспрямленный), затем медленный подъем на 40-50 см с небольшими амплитудами и ритмом. Если плотва есть рядом, то хотя бы осторожно тронет (кивок мелко вздрогнет), и тогда займусь экспериментами с проводками.
Иногда по крупной плотве хорошо срабатывают «чертики». Про уловистость «чертиков» больше говорят лещатники и окунятники, но я вам скажу, что по плотве эта приманка показывает вообще выдающиеся результаты. К примеру, есть две парные лунки, обе прикормлены.
В одной легенькая плотвичная оснасточка: леска 0.08 мм, махонький поплавок, миникрючок 20-го размера, к нему плотвичные лакомства – мотыль, макароны, опарыш. Но плотва вообще не берет! В соседней лунке на «чертика» тягаю не так часто, но регулярно! Все дело в лунке? Меняю снасти местами, результат тот же – абсолютно всю плотву поднимаю на «чертика».
Конечно, в другой день и поплавочная снасть даст плотвы, но нередко случается, что у всех глобальное слабоклевье, кто-то из соседей за день и поклевки плотвичной не увидел, а на «черта» клюет превосходно! К тому же приятно осознавать, что твоя приманка здорово тебя выручила. Особенно если рыбак с любовью и уважением относится не только к приманке, но и к водоему, в час дня не убежит домой, а сидит до последнего, то и уловы будет стабильнее. Вообще-то ловля плотвы зимой торопыг «не любит».
Под ловлю «чертиком» кормлю лунки всегда, это резко увеличивает уловы плотвы. На реке не вижу смысла ходить за этой рыбой в свободном поиске, ведь это не окунь. Плотва быстрее или медленнее, но потихоньку собирается на прикормку. А вот к докорму всегда относилась плохо – клев сникал, или вообще обрубало начисто.
Поэтому только стартовая кормежка перед ловлей. В каждую лунку стандартную кормушку, раскрываю обычно в метре от дна, чтобы муть пошла, и рассыпалось достаточно широко – потом дольше подбирает.
Каких-то волшебных лунок не ищу, просто выбираю на ровном плато с глубиной в районе 5 метров участок и 4-6 луночек прикармливаю, друг от дружки метров 10, чтобы много места не занимать, тесновато бывает зимой по плотвичным местам. И не было такого, чтобы вся серия лунок молчала, и пришлось новую сверлить и кормить.
Плотвичные поклевки идут у меня на «черта» с достаточно резкой игрой (при ловле подлещика работаю раза в 2-3 медленнее и плавнее). Выше полуметра от дна обычно не поднимаю, в конце подъема выдерживаю паузу – именно при ней на отдельных рыбалках случается большинство поклевок.
Держу 2-3 секунды, опа, сгиб кивка – сидит. А иной раз не нужны эти паузы, плотва берет на подъеме, но не у дна, а чаще всего в конце полуметровой проводки.
Иногда имеет значение цвет кембрика на одном из крючков «чертика» — то беленький отлично сработает, то иной раз оранжевый классно отличится. Уверенно ловить крупную плотву толстыми лесками не получится с «чертом». Обычно применяю 0.10 мм. Под рукой есть удочка и с 0. 12 мм, ее запускаю при плотвичном жоре, чтобы быстрее тягать рыбу, и с тайной надеждой вытянуть килограммовую рыбину, если клюнет.
У плотвичного «чертика» есть лишь один недостаток – сходов хватает. При заводе рыбы в лунку, она обычно идет к ее краю, свободный крючок цепляется за лед, и рыба, как правило, сходит. А это очень обидно. Бывало на рыбалке штук 20 хороших плотвиц уходит уже прямо в лунке, что поделать — издержки «производства».