Зимняя рыбалка всегда подбрасывает нам немало вопросов. Один из таких: что самое главное в блеснении окуня зимой? Уловистая приманка, ювелирная техника игры? Нет, конечно! Сейчас без проблем купишь отличную блесну и за пару рыбалок поставишь руку, наловчившись здорово играть — махать. Гораздо важнее – это тактика поиска. Да, он часто тяжел, когда сверлишься до потери пульса, но лично меня этими страшилками не пронять, потому как знаю, что самое тяжелое одновременно и самое приятное.
Блеснение – рыбалка особая, если мормыхой можно выцарапать все, что есть под лункой, то с блесной приходится искать полосатого, которому в охотку что-то хватать. Обычно это плотная стая, в которой рыба всегда активная, движимая чувством конкуренции. И здесь широкий поиск дает рыбаку — блеснильщику большие шансы найти кочующий косяк и взять страшно сказать сколько рыбы.
Отсюда и легенды о невероятной уловистости каких-то приманок или мастерстве блеснения конкретных рыбаков. В реальности просто найдена плотно скучковавшаяся рыба, поймать которую дело немудреной техники.
Конечно, в тактические наработки входит и знание времени выхода окуня, как же без этого. По этому моменту мне был преподан урок в самом начале увлечения блесной два с половиной десятка лет тому назад, когда выбирался на крупные староречья, где поживали отличные окуни-горбачи весом под 800 грамм.
Тогда местные блеснильщики, зная тамошний Час Икс, приходили и снимали с проверенных точек отличный улов и с угасанием клева уходили. К счастью, в реальности найденный окунь нормально берет от зари до зари, в чем убедился, пробивая блесной даже огромные «вязкие» водохранилища.
К слову, по их широким просторам зимой, понравилось бегать в снегоступах (приобрел по случаю на одной рыболовной выставке), размер их где-то 20 см в ширину и 60 см в длину, кто-то подобные вещи мастерит сам.
Когда немного увлекся рыболовным спортом, еще больше утвердился в первостепенности поиска. В принципе, та же картина и на обычной рыбалке при выездах на малознакомые водоемы. Здесь, как ни крути буром, первый день разведочный, часто малорыбный. Назавтра, целенаправленно обрабатывая разведанные места, почти всегда уловы на порядок лучше, несмотря на погоду и прочие «помехи».
Итак, разведка – на рыбалке всему головка. Как правило, на незнакомом водоеме проводим ее втроем. Трое блеснильщиков – этакая своеобразная «золотая середина», и не много, и не мало. «Ввяжемся в бой, а там разберемся»- этот прием красив нахрапистостью, непредсказуемостью, но не очень-то надежен, и мы редко его практикуем. Всегда стараемся провести теоретическую подготовку – найти схему глубин, большая их часть врет несильно, узнать о местных наработках.
Хотя все это не панацея, к примеру, есть участки озер, где ровное дно заилено на большом протяжении, но имеются и малые по площади песчаные пятна, найти которые большая удача — окуни на них могут стоять очень плотно. А те же бровки могут быть сильно заиленными, заросшими, и зимой неприглядными для окуня, предпочитающего больше твердое дно. Так что основные ориентиры вычисляются лишь пробными обловами – стукнешь пару раз по дну блесной, если «плохое» — вязкое, то сразу ухожу.
Толпа блеснильщиков, казалось, неплохая привязка. Но на многих водоемах практически всегда стаи окуня разбросаны пятнами, и если где-то тягают полосатых, не факт, что там лучшее место – и рыбы может быть немного, и дополнительные блеснильщики лишь засветят место, в результате клев обрежет. Кроме того, основные окуневые сливки снимаются в начале облова, и кто не успел, тот опоздал.
Когда работают классные блеснильщики, издалека сложно понять – есть клев или нет, вываживают очень скрытно, руками не машут, сразу прячут рыбу в сумку или ящик. Что касается соревнований, то здесь толп почти не бывает, потому как правилами запрещено приближаться к рабочей лунке участника другой команды ближе 20 м.
Редко когда бывает, что рыба собирается на маленьком перешейке и десяток блеснильщиков рубятся за место под солнцем, пытаясь наступать друг другу на пятки…Вообще, подобная «силовая» рыбалка – чисто российская заморочка, вытекающая из практики блеснения на огромнейших озерах, где исстари рыболовы плотно сидят и бегают друг за дружкой за постоянно мигрирующим окунем, просчитать маршрут которого реально лишь большим количеством блесен.
По небольшим водоемам лично я такой необходимости не вижу- надежнее искать свою рыбу. При этом соблюдая и рыбацкую этику – чего лезть к человеку, может, его уже все достало, и он желает уединиться хоть на рыбалке! Ведь кругом километры свободного льда!
Конечно, для каждого водоема свое «критическое» расстояние. На некоторых водоемах считается вполне нормальным пробуриться в десяти метрах от кого-то, а на других, такое расстояние будет совсем уж неприличным для блеснильщика. Обычно на рыбалке мы и к напарнику не лезем, когда нарвется, пусть натешится, успокоит свои чувства, тогда можно и вместе, если сам позовет…
Но вернемся к разведке. На неизвестном водоеме, выбрав направление, можем развернуться в цепь, с расстоянием между рыболовами 10-20 м. Все сверлят с десяток лунок, через метров 10, затем идет возврат и поочередный облов. Если между соседними лунками обнаружен сильный перепад, то можно на этом десятиметровом участке сделать дополнительные лунки через 1.5-2 м, уточнив рельеф дна.
Цепью хорошо ходить, когда приблизительно видишь перспективное направление, в противном случае можно дружно втроем уходить от рыбы. Поэтому чаще разбегаемся в стороны, обрабатывая кардинально разные глубины, периодически созваниваясь и делясь результатами рыбалки. Как минимум одному всегда полезно рвануть к берегу, который может многое подсказать.
Бровка здесь, скорее всего, будет покруче, и интересные места совсем близко от уреза. Если полуостров уходит подводной косой – шикарное место по поперечным свалам. Береговой лес – корчи могут быть интереснее для окуня, даже если дно ровное. Или залив в трости – чем меньше, тем лучше, стайному окуню проще делать облаву на мальков. Где бы не нашли окуня приличных размеров, на прибрежной мели или на глубинах, клевый участок уточним дополнительной серией лунок и…покидаем это место, хорошенько заприметив.
И снова в поиск, разведка не подразумевает выбивание рыбы, стараемся найти как можно больше мест и выбрать лучшее. Ведь очень большая вероятность, что окунь здесь останется и через день-два, и даже через неделю, просто так он не собирается – что-то ему нравится. Такая тактика срабатывает даже с недельной разбежкой: одна суббота посвящается разведке, другая – основной ловле.
В блеснении окуня есть два развлечения – либо искать рыбу, либо искать приманку. Второй вариант для поиска не годится, разведчик всегда вооружен проверенным оружием. У меня это обычно «трехгранка», которую окунь если и не схватит сразу, то боднет, выдав себя.
Кстати, многие блесны российских мастеров не что иное, как качественные и «доведенные до ума» копии известных в мире «скандинавов» с ценой в три-четыре раза меньше. И неспроста в последние годы многие стали значительно реже покупать фирму.
Мой удильник хорошо отбалансирован, минимум рукоятки, чтобы пальцем можно было достать до угольного очень чуткого хлыста, четко передающего поклевки, позволяя обходиться и без кивка. Лишь в глухозимье ставлю сторожок – «соплю». Сделать его можно из чего угодно, хоть из лески, главное, чтобы под весом блесны висел вертикально. Тогда он совершенно не мешает игре даже самой маленькой и легкой блесны и показывает осторожные поклевки с подбоем вверх, которые без кивка можно и прозевать.
Всегда есть выбор – мелким окуньком довольствоваться или хорошую рыбу искать. На соревнованиях, если хорошо сел на мелкого окуня, то уже обычно не уходят – большой шанс набрать хороший общий вес, а в спорте престижно занять первое место на любой рыбе, пусть даже колючей мелочевке, ловить которую тоже непросто технически, действовать надо очень быстро. Но кредо нашей команды – пытаться найти хорошего окуня.
Даже на обычной рыбалке после двух-трех рыбок из одной лунки ухожу с чистой совестью искать что-то покрупнее. Ведь хороший окунь, как правило, не мешается с совсем уж мелким – если поднял хвост на 400г, то шансы, что здесь будут вешаться десятиграммовики, ничтожны.
И наоборот, когда идет пулеметный клев мелочи, то горбача взять проблематично. Но всегда остается вопрос: если в водоеме есть разноплановый окунь, что проще поймать – 5 кг мелочевки или такой же вес приличных рыбин? Из своей практики скажу, что шансы почти равны (и не только в блесне, но и во многих других видах зимней и летней рыбалке). Доказывали это не раз на соревнованиях. Обработка каждой лунки кроме скорости (спешить надо) подразумевает и основательность (не прозевать окуня).
Начинаю со дна – опускаю блесну, несколько раз тихонько простукиваю грунт мелкой дрожью. Если реакции нет, поднимаю на полметра-метр, затем вполводы. Пробиваю три горизонта, на каждом делая около пяти махов – на проверку лунки уходит не более двух минут (по первому льду взмах быстрее и выше; в глухозимье и в конце зимы игра деликатная, зачастую подброс не более 5 см).
Бывает, есть необходимость проверить и под самым льдом. К примеру, ближе к весне, когда окуни часто гуляют высоко. Или в течение всей зимы в районе какой-нибудь трещины, где подо льдом скапливается воздух – сюда малек поднимается, окуни следом. Часто трещины заметает снегом, но он пропускает воздух, и рыба стоит высоко. Окуня здесь может быть очень много, несмотря на то, что на дне ничего привлекательного нет (по открытой воде эти места уже интересны).
Рассверливаюсь как вплотную к трещине, так и более широко – рыба здесь двигается. Но и в районе трещин все равно проверяю каждую лунку от дна, все же окунь приличных размеров хоть и может активно передвигаться по вертикали, большей частью придерживается придонного слоя.
Где бы не нашел рыбу, лично мне удовлетворение приносит факт, что это сделал сам. А когда приведут и посадят – не то. Вот бывал я в Америке, вывозили на шикарное озеро Эри, оно что море – длина 390 км, ширина 92 км, глубина до 64 м, средние около 19 м. Где тут что сам найдешь? Привезли снегоходом на восьмиметровый бугор – лови и поймаешь. И набил на отечественные блесны желтоперых окуней – очень схожих с нашими, родными, лишь полосок побольше по бокам.
Прикольно, но не было полного удовлетворения. Кстати, в штатовской рыбалке не принято широко искать рыбу, что летом, что зимой, там вообще нет такого понятия как «ходовая рыбалка» — или в лодочном кресле, или стационарная забродка. А зимой нередко в передвижном домике на полозьях, размером где-то 2 на 3 м. Есть диван, столик, обогреватель газовый, пол с люком для лунок.
В основном, дергают блесну – судак, щука, окунь, рядом и ставки щучьи могут выставить. И многие из наших сидели б с удовольствием, в первую очередь лещатники – если бы разрешили такие домики вывозить на лед, а арендаторы пошевелились их сделать для рыболовов, любящих комфорт. Что до меня, то лучше по морозцу побегаю наперегонки с окунем – веселее и здоровее будет.