Мормышка по праву считается одной из самых уловистых приманок в ледовой рыбалке. Даже летом она снискала невероятную популярность у многих рыбаков, успешно подбирая ключики к неактивной рыбе. В этой же статье осветим подробнее вопрос: как ловить на мормышку зимой, так как именно он интересует многих неопытных мормышечников. Для конкретной рыбы на конкретном водоеме очень важна проводка (игра) мормышки и начнем с самых важных и универсальных.
Проводки «активаторы» скорее всего не вызовут поклевок, зато в состоянии взбодрить самую вялую рыбу, которую затем намного проще поймать, перейдя на какую-то свою рабочую игру. В качестве примера рассмотрим несколько популярных «активатора».
«Дразнилка» — удильник в вертикальном положении удерживается любым удобным хватом, короткий кивок (с длинным работать сложнее) смотрит вниз. Игра маятниковыми движениями поперек лунки, частота колебаний небольшая (1-2 в секунду), амплитуда 2-5мм. Удильник все время на одном уровне, рабочий спуск таков, чтобы мормышка периодически чиркала о дно. Хорошо, когда есть легкий налет ила, тогда будут подниматься небольшие фонтанчики мути.
Обычно «дразнилка» длится не более полминуты, затем секундная пауза (приманка лежит на дне), и сразу пошел подъем с иной рабочей игрой из арсенала рыболова. Если поклевки нет, то еще раз-другой «дразнят» — возможно, рыба стоит чуть поодаль, и нужно время, чтобы подманить ее к лунке.
«Вилка» — активная игра, при которой хлыстик перемещается вверх-вниз между двумя пальцами второй руки, настолько пальцы широко раздвинуты, такова и амплитуда колебаний, а их частота максимально высокая. Мормышка играет у самого дна без подъема, или же очень медленный, равномерный подъем и такой же спуск, не прекращая игры. Мормышка при такой высокой частоте трясется немного бестолково, хаотично, но как «активатор» перед рабочими проводками игра хороша, и тем лучше, чем жестче получаются контакты хлыстика с пальцами – с характерными ударными элементами.
Польза сбоев. Когда-то было практически аксиомой: чем рыба больше осторожничает, тем тщательнее, точнее, без малейших сбоев следует вести мормышку. Нынче заговорили даже о пользе сбоев в игре! Один опытный мормышечник – безнасадочник рассказывал, как обучал менее искушенного товарища, мол, смотри – сделал пяток мастерских высоких проводок без каких-либо помарок и передал удочку ученику. Тот начал вести мормышку коряво, со сбоями и тут же… достал приличного окуня, попробовал еще – не берет. Учитель забрал снасть и тоже поймал, но уже своей мастерской проводкой.
Так в чем причина подобного? Предполагают, что в контрастах игры. Сбой – также в какой-то мере привлекательный элемент для рыбы, но ненадолго, максимум на одну проводку. Еще чаще хорошо срабатывает кратковременный сбой, и это хороший повод смены проводки на одном и том же подъеме, как правило, на более медленную «трясучку». Казалось бы, вынужденный маневр, тем не менее приводит к закономерной уверенной поклевки.
Однако высветился некий парадокс: непросто сознательно делать сбои, то есть играть «плохо», если уже умеешь «хорошо! И здесь на помощь приходит простое обстоятельство: достаточно редко мормышечник одинаково хорошо владеет снастью правой и левой рукой. И отлично. Скажем, правша, делает 2-3 красивые проводки рабочей рукой, затем перекладывает удильник в левую руку, начиная «корявую» проводку. Удивительно, но факт – именно на «корявой», в которой полно сбоев, часто и следует поклевка. Или же рыба реагирует хваткой на последующем контрасте – при четкой проводке правой рукой после «корявой».
Мормышка «крадется». Если более конкретно говорить о лучших проводках при слабоклевье, то мормышечники чаще всего называют «крадущуюся», имеющую и иные названия в определенных рыбацких кругах – «пунктир», «лесенка», «векторная». Проводка может идти вертикально снизу вверх и сверху вниз, или подъем и спуск под углом, когда леска движется от одной стенки лунки к противоположной. В любом варианте кивок работает короткими движениями только в одном (!) направлении без отыгрывания в обратную сторону, каждое движение чередуется с минимальной по времени паузой.
Амплитуда движения кивка при слабом клеве около 1мм, при хорошем – 2-3мм. Если кивок отыгрывает назад, то это брак в проводке, сбои, которые хоть и могут быть полезны, но не должны доминировать в ловле. Постоянные сбои в такой игре не дают возможности выдерживать четкую паузу после каждого движения, и рыба не клюет.
Выдерживать подобную игру бывает непросто, многое зависит и от кивка, и от поставленной руки. Единого рецепта здесь нет. Кто-то уверяет, что лучше и проще всего получается вообще без кивка! Игра и поклевка на небольших глубинах просто отдают в руку благодаря очень легкому удильнику с карбоновым хлыстиком. Все получается, когда удильник действительно максимально легкий, лишь тогда реально сразу, без длительной тренировки придавать мормышке и большую частоту колебаний, и их четкость. Ведь чем тяжелее удочка, тем больше ее инерция, и сложнее работать с мормышкой без кивка – сильнее напрягается кисть, она быстрее устает, и игра сбивается.
«Бескивочное» направление очень интересно, но пока им следуют немногие, и по разговорам большей частью из-за отсутствия в массой продаже сверхлегких удильников, которые приходится «доставать» или мастерить самостоятельно. Как вариант, пробка от шампанского с вырезанным мотовильцем для запаса лески и вклеееным «углевым» хлыстиком длиной 8-10см, или более длинным, кто привык с таким работать.
В основном рыбачат с кивком, главное к нему никаких лишних колебаний, только тогда хорошо выполняются различные варианты «крадущихся» проводок. Кивок должен быть лишен собственных колебаний, что легко проверить: удочка полностью собрана, леска пропускается через кивок, но мормышка не привязана, делается короткое колебание хлыстиком и останавливается, кивок должен сразу остановиться. Если продолжает еще некоторое время колебаться, то с ним значительно сложнее добиться желаемой игры. Проще она достигается с короткими, до 7см, кивками. Хотя вновь, смотря у кого, некоторые мормышечники наоборот хвалят более длинные, не менее 10см, кивки, изгибая вверх так, чтобы под весом мормышки составлял с хлыстиком прямую линию.
Кто-то хвалит иную геометрию изгиба длинного кивка: основная часть основания кивка под весом мормышки почти не сгибается, а последняя треть наоборот очень мягкая и составляет практически прямую линию с леской, уходящей в лунку – обычно это лавсановый кивок, мягкость которого легко регулировать, соскабливая бритвой часть материала на желаемом участке. В общем, выбор кивка – дело очень индивидуальное, главное, чтобы заставил мормышку играть при «крадущихся» вариантах проводок.