Как ни крути, а классическая насадочная мормышка была и остается королевой зимней рыбалки. Но без правильно подобранной игры она практически превращается в бесполезный кусок металла. Поэтому рыболову важно уметь «управлять» своей приманкой. Рассмотрим наилучшие варианты.
Постукивание. Часто, особенно в глухозимье, начинаю обрабатывать свежую лунку именно этим приемом. Мормышку опускаю на дно и довольно активно постукиваю по грунту – ритмично поднимаю на 2-3см и сразу леску ослабляю до очередного контакта приманки с дном. Далее очередной подъем и сброс без всяких пауз. Постучал так раз пять, затем пауза в 2-3 секунды, во время которой кивок почти полностью распрямлен, приманка лежит на дне. Прием сам по себе вызывает не так много поклевок, но они обычны в момент, когда мормышка после паузы начинает отрываться от дна. Или когда перехожу после паузы на какой-то иной прием игры. Но именно постукивание по дну, вне зависимости от его структуры, мягкое или жесткое, явно привлекает внимание рыбы к мормышке.
Комбинированная. Один из основных и любимых способов игры. Делаю две быстрые проводки на высоту 30-40см от дна, при этом амплитуда колебаний средняя, частота около 100-120 в минуту. Нет поклевки – делаю третью проводку от дна на ту же высоту в 30см, затем прекращаю подъем, но продолжаю играть мормышкой 3-5 секунд. Опять нету поклевок – вновь опускаю обманку ко дну и делаю две проводки с меньшей скоростью и меньшей амплитудой – максимально мелкой, практически «дрожь». Затем после второй проводки, не прекращая игры, веду спуск ко дну с той же скоростью, с которой и поднимал. Довожу до дна и расслабляю кивок практически полностью, это важно, мормышка должна лечь на дно и полностью замереть. Выдерживаю паузу в 2-3 секунды, затем очень медленно нагружаю кивок и осторожно шевелю приманкой на дне 2-3 секунды. Вновь практически полностью расслабляю кивок на 2-3 секунды. Затем снова шевеление, после которого очень медленно, без резких движений отрываю обманку от дна и начинаю осторожную проводку с небольшой амплитудой колебаний или же просто медленно поднимаю без колебаний.
Такой способ игры мормышкой, сочетающий в себе быстрые и медленные движения, особенно хорош для окуня и плотвы в глухозимье, в иные периоды вялого клева. При этом первоначальные быстрые проводки призваны взбодрить рыбу, а медленные движения на дне или последующий осторожный подъем и провоцируют окончательно на поклевку.
Дерганная. Приманку опускаю ко дну с четко заданной амплитудой и частотой игры, но через каждые 2-3 секунды делаю как бы короткую подсечку, во время которой кончик хлыстика удильника поднимается на 1-2см. Дохожу так до дна, короткая пауза, и начинаю подъем, во время которого вновь регулярно резко поддергиваю, как и при спуске. Окунь такую игру в большинстве случаев недолюбливает, а вот плотва и подлещик реагируют очень даже хорошо.
Барабанная. Опускаю мормышку медленно ко дну, затем после короткой паузы так же медленно и равномерно поднимаю. При спуске и на подъеме кистью руки колебания кивку не передаю. Работает только указательный палец руки, удерживающий удильник – стучу пальцем по хлыстику быстрыми, короткими ударами. С частотой ударов могу поэкспериментировать, но общая закономерность такова: на мели стучу почаще и слабее, на глубинах – пореже, но посильнее. Данный прием хорошо для окуня. Крупная плотва и подлещик наоборот не очень хорошо воспринимают эту барабанную дробь, передаваемую через леску к мормышке.
Блеснение. Прием игры действительно напоминает отвесное блеснение. Опускаю приманку до дна, выдерживаю паузу 2-3 секунды. Затем начинаем «блеснить»: мормышку резко дергаю вверх на 5-30см, и сразу удильник быстро опускаю в первоначальное положение – приманка планирует ко дну под тяжестью собственного веса. Регулируя положение удильника после взмаха, могу испробовать два варианта. Первый – обманка доходит до самого дна и бьет по нему. Второй – мормышка чуть-чуть не доходит до дна, где совершает затухающие колебания.
Пауза после взмаха – 3-5 секунд, затем делаю очередной взмах. Его конкретная высота в первую очередь зависит от глубины ловли. На мелководье до 3м взмах на 5-10см, на значительных глубинах – до 30см. Может показаться, что такая резкая игра явно не годится для пассивной рыбы, однако на практике нередко срабатывала именно при слабом клеве окуня. И самое интересное, что на «мормышечное блеснение» хорошо реагирует крупный подлещик: ни на стоячку, ни на шевеление поклевок поклевок может и не быть, иногда только слабые тычки, при которых кивок лишь вздрагивает, и подсечь нет возможности. А стоит только начать блеснить мормышкой, наживленной мотылем, после 3-4 циклов укладываю приманку, кивок полусогнут, и через секунду-другую следует уверенный лещовый подъем.
Прикормочная. Очень эффективная проводка, особенно по плотве. Причем требования к снасти, к хорошей работе кивка не обязательно должны быть высокими. Потребуется только хорошая горсть кормового мотыля на день ловли. Способ построен на одновременном процессе прикармливания и непосредственно ловли. Опускаю в лунку буквально пяток кормовых мотылей, которые медленно планируют ко дну. Мормышку, наживленную тем же мотылем, стараюсь опускать ко дну примерно с такой же скоростью, с какой погружается мотыльный прикорм. Колебаний приманке никаких не требуется – просто её равномерно опускаю на нагруженном кивке. И чем больше схожи скорости погружения прикорма и мормышки, тем больше поклевок.
Идеально, если приманка одновременно с прикормкой проходит разные горизонты воды. Её можно опускать и вдогонку корму, но не обгонять. Применяя данную проводку, учитываю две особенности. Во-первых, она эффективна лишь в том случае, когда рыба хорошо реагирует на мотыля, а не предпочитает иные наживки, того же репейника или опарыша. Во-вторых, поклевки при данном способе обычно выражены, и внимательно смотрю за кивком, не зевая с подсечкой.