1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (4 оценок, средняя: 5,00 из 5)
Загрузка...
2 331 просмотров

Надувные лодки и их классификация

Лодка надувная рыболовнаяНужна ли лодка, и какую лодку выбрать – это даже не вопрос, а размышление на одну из рыболовных тем. А данная статья поможет разобраться в мире малых лодок и будет актуальной еще многие годы.

Приходиться говорить, что главным критерием в разговорах и спорах о лодках являются лишь знания того, что та или иная модель дает рыболову. А определиться, нужна ли рыболову надувашка, и если да, то какая, может только сам рыболов. Все же советы и рекомендации интересны только как техническая характеристика определенной модели и не более того.

Но, к сожалению, информация о малых лодках и моторах в периодической печати в России и практически всех стран бывшего Союза нынче носит сугубо рекламный характер определенных торговых марок. Причем создается впечатление, что их просто дарят – «скажите, что Вам нужно, и мы Вам предоставим нужную модель». А может, все – таки должно быть наоборот – расскажите, каким критериям соответствуют и что могут определенные модели лодок, а уж исходя их этой информации рыболов сам сделает выбор, и будет он совсем непростым. Ибо нет лодки, в полной мере отвечающей даже половине самых простых запросов нашего рыболова – придется идти на компромисс.

Вряд ли стоит спорить, что у нас по-настоящему своеобразные условия рыбалки, которые нельзя подводить под каноны других стран. Конечно, и в других странах предостаточно хороших рыболовов, но условия и традиции лова у них совершенно иные.

А требования к экипировке оговариваются простым, но емким соответствием – «скажите, каким методом ловите, каких рыб, на каких глубинах, и Вам предложат товар под Ваше желание». Причем данный расклад во многом добрался и до нас, вследствие чего количество снастей и приманок растет для домашнего окружения с устрашающей скоростью.

Придерживаясь такой логики в отношении лодок, у нашего рыболова, имеющего желание ловить на самых разных водоемах и реках, должно быть минимум 2-3 лодки и столько же моторов. Но у рыболовов на этот счет есть свое собственное мнение. Многие, к примеру, справедливо восхваляют только береговую рыбалку, другие – неповторимые ощущения от забродочной ловли, но и этим методам порой не чуждо наличие лодки, которая в первую очередь является средством, расширяющим рыболовные границы, что ныне особо важно.

Людей-то на реках и озерах становятся все больше и больше, а ведь для того чтобы «отречься от цивилизации» порой необходимо преодолеть с километр – другой водной глади.

В последнее десятилетие выделилось три основных класса лодок. Первый – самый старый – включает стационарные деревянные. Они и поныне пользуются заслуженной репутацией самой ходкой весельной лодки, и на многих водоемах вряд ли сдадут позиции в ближайшие годы.

Пластиковая лодкаВторой класс называют «условно-мобильным», сюда относят дюралевые, пластиковые лодки длинной под пять метров с моторами 30-60 л.с. которые, как правило, перевозят с помощью лафетов. Лодки и катера больших габаритов и с более мощными моторами довольно редки и к рыбалке имеют косвенное отношение. Хотя, конечно, все относительно, но это иная тема, ибо сегодня разговор пойдет о самом популярном у рыбаков классе – надувных разборных лодках.

Приглянулись они, прежде всего, за обеспечение максимальной рыболовной мобильности и за возможность лова на многих реках и озерах. При этом лодка с надувными бортами обеспечивает максимальную безопасность в плане возможности опрокидывания и потопления. Есть, конечно, и некоторые оговорки, но поговорим обо всем по порядку.

Стоит отметить главную задачу нашей статьи. Казалось бы, тема банальна проста, ибо основных видов надувных разборных лодок, делящихся по классам в соответствии с длиной и соответствующих требованиям рыболовов, не более шести-семи. И вроде любой специалист должен в течение пяти минут раскрыть все особенности этих лодок, дающих рыболову те или иные преимущества.

Но на этот раз конкуренция привела не к повышению соотношения «цена-качество», а к мифам — рассказам о неких преимуществах, появившихся вдруг как по мановению волшебной палочки, множества торговых марок. Такие «детские болезни» развития конкуренции вроде должны были давно пройти, ведь изготавливают надувные лодки по давно всем известным технологиям и по устоявшимся лекалам.

Вроде разница должна быть лишь в качестве используемого материала, фурнитуры и самого производства, при этом соответствовать всем требованиям, предъявляемым к данным изделиям. Но современные реалии внесли свои коррективы.

Лодки в транспортном сложенном положении достаточно громоздки (в том же объеме из того же Китая выгоднее привезти уйму мелочи), плюс необходимость сертификации надувашек и отработанные технологии производства привели к тому, что на постсоветском пространстве родилось множество фирм, изготавливающих надувные лодки. И вначале вроде все было очень хорошо – производители выбирали материал, обеспечивающий достойное качество, конкурирующую с мировыми брендами цену и поддерживали неплохое качество работы.

В итоге появилось множество лодок пусть и не столь красивого исполнения, и не столь легких в своем весе и размере, зато гораздо дешевле импортных аналогов. Что не могло не радовать, казалось, открываются реальные перспективы, и постсоветские лодки — надувашки догонят по качеству мировые бренды, оставаясь значительно доступнее в цене.

Но что-то не сработало, и вскоре появились суперпродавцы, изрекающие суперречи о сверхлодках. Это бред, конечно, но он появился  лишь потому, что нет легкодоступного независимого не рекламного источника информации, сопоставляющего рабочие качества надувных разборных лодок длиной до 4-х метров. Такое ограничение в размере обусловлено тем, что речь идет именно о рыболовных лодках, которые можно поместить в разобранном виде в стандартную легковушку.

Да еще должно остаться место для напарника, мотора и рыболовного снаряжения. При этом вес лодки должен быть таким, чтобы два рыболова могли ее спустить на воду даже с достаточно крутого речного или озерного склона, ведь к лучшим рыболовным местам очень редко ведут удобные подъезды – подходы. По сути это и есть основные требования к лодкам, обеспечивающим рыболовную мобильность. А ведь практически все рекомендации о выборе лодок начинаются с выбора акватории, где будет использоваться лодка и с пассажировместимости.

Что в нашем случае не имеет почти никакого значения, ибо с своей акваторией рыболов знаком превосходно и кстати этому значению отвечают все сертифицируемые лодки, а то, что на рыбалке в лодке не должно быть более двух активно ловящих рыбаков – прописная рыболовная истина. Частенько берем и третьего, так и это не трудно, ведь почти все модели лодок при длине от 2.5 м обладают грузоподъемностью более 300 кг.

Серьезный вклад в развитие малых надувных лодок со второй половины ХХ века вносят и яхтсмены, которые повсеместно используют их в качестве вспомогательных плавсредства для доставки на берег команды. Правда, яхтсмены и внесли определенную «неразбериху» в классификацию малых надувных лодок. Так, даже в паспортах лодок длиной до 3 м может стоять категория «С», говорящая, что лодка используется для морского прибрежного плавания.

По сути, другого и быть не может, ибо яхты, на которых стоят эти лодки, плавают по морям. Но у нас при этом почему-то не говориться, что для обеспечения безопасности использования малых судов в условиях прибрежного плавания существуют жесткие правила, согласно которым, к примеру, нельзя выходить на «стандартных трехметровках» даже для преодоления каких-то ста метров в штормовую погоду.

Ведя разговор о специальной классификации лодок по различным условиям плавания, необходимо отметить, что здесь главной характеристикой является не столько длина судна, сколько высота его бортов, что отражено в таблице №1, которую дополняет таблица №2, отражающая квалификацию силы ветра.

Существует и разделение судов по району плавания в так называемых внутренних водоемах – реках и озерах, классифицирует их Речной Регистр, выделяющий четыре класса: суда М класса предназначены для плавания в сложных условиях, максимально приближенных к морским – при волнах высотой до 3 м и длиной до 40 м,  а также силе ветра не превышающей 6 баллов по шкале Бофорта. В России к разряду М относят устье таких рек как Северная Двина, Енисей, Амур и т.д. Очень крупные озера такие как Байкал, Онежское, Ладожское, Иссык-Куль и Аральское море.

Суда класса О рассчитаны для плавания в озерных условиях при высоте волн до 2 метров и длине волны до 20 м, что соответствует не только крупным озерам и водохранилищам, но и низовьям больших рек, которые впадают в моря.

Суда относящиеся к классу Р рассчитаны для так называемых «речных» условий с волной высотой до 1.2 м и длиной до 12. 5 м.

Суда класса Л допускаютсяк плаванию на малых реках и озерах при высоте волны до 0.6 м.

Существует еще типовая классификация лодок, зависящая от грузоподъемности: 1 тип включает в себя все лодки и  водные плавсредства с малой грузоподъемностью 100 кг, такие модели недостаточно надежны. 2 тип –  лодки и плавсредства со средней грузоподъемностью 200 кг, 3 тип  — это лодки и плавсредства большой грузоподъемности не меньше 300 кг. Ну а последний 4 тип – включает в себя  лодки и плавсредства с повышенной грузоподъемностью не меньше 600 кг.Классификация лодокЧтобы закончить с официальными формулировками, стоит отметить, что в бассейнах разрядов «Л», «Р», и «О» суммарная повторяемость определенных для них высот волн должна быть не более 4% навигационного времени. И упомянем длину волн – расстояние между гребнями волн. В большинстве районов она является «короткой», и все же наиболее опасной именно для рассматриваемых малых судов, длина и ширина которых не позволяет сделать обводы корпуса, эффективно разрезающие гребни волн.Шкала Бофорта для лодокПолучается, что лодки в большинстве случаев испытывают на себе немалые регулярные нагрузки на излом,  во время нахождения на гребнях волн, так и в их седле. И именно при волнении становятся в полной мере ясно, отчего так важна именно надводная высота бортов, зависящая как от самих диаметров бортов, так и от всех общих параметров лодки. Ведь чем меньше лодка, тем она легче «вдавливается в воду», и при этом соответственно, снижается и высота надводного борта, что становиться хорошо видно при загрузке, близкой к максимально допустимой.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.


Яндекс.Метрика