Спор о скоростных особенностях той или модели разборной надувной лодки вызывает у знающих людей лишь легкую улыбку. Конечно, разница под одинаковым мотором и при одинаковой загрузке может иметь место, но она в основном не превысит 1-4 км/час. При этом чем «быстрее» лодка, тем она уже, а значит, при той же длине имеет значительно уступающий по площади кокпит, обеспечивающий жилое рыболовное пространство.
Как ни странно, но до сих пор поднимается вопрос: что лучше резина или ПВХ? Не вникая в военные технологии, однозначно можно сделать вывод, что «гражданская» прорезиненная ткань уступает ПВХ по многим параметрам, при чем в последнее время разница в стоимости между ними значительно сократилась.
Считается, что официальный срок эксплуатации современных лодок из ПВХ составляет более 25 лет, материал способен выдерживать нагрузки практически в пять раз больше, чем прорезанная ткань и, что не менее важно, лодка из ПВХ в эксплуатации весьма неприхотлива (не требует обязательной просушки), выдерживает широкий температурный диапазон использования (от – 40 до – 70 градусов).
А вот вариантов качества и плотности материала ПВХ великое множество, ибо сфера его применения не ограничивается лодками, стоит хотя бы вспомнить тенты на грузовых машинах, и определить на глаз, какой плотности материал на лодке не предоставляется возможным, хотя практика показывает, что хороший ПВХ, предназначенный для лодок, имеет безупречную фактуру. Попросту говоря, смотрится как добротная вещь, так что качество материала, по большому счету, остается на совести производителя, в виде его гарантии на лодку.
В технологии изготовления лодок – надувашек главный спор идет вокруг сварки и склейки швов. Современные технологии сварки ПВХ обеспечивают большой запас прочности, по сути, крепость шва должна быть выше самого материала. Есть и еще один большой плюс сварки – процесс автоматизации обеспечивает стабильность качества и высокую производительность, в связи с чем мировые бренды используют именно эту технологию.
Но и современные клеи дают превосходное качество швов, при условиях соблюдения высокого контроля за технологическим процессом. Клееные варианты внешне могут выглядеть неплохо, но сварка швов обеспечивает более привлекательный внешний вид изделия, а, как известно, одним из главных критериев качества лодки являются ее красота – как смотрится, так и плавает.
По большому счету, и ПВХ – это уже прошлый век, нынче военные «забугорные» заказы идут на материале хайплон, он крепче, легче, практически не теряет эластичность при крайне отрицательных температурах и значительно эффективнее противостоит воздействию прямых солнечных лучей. Но пока хайплон значительно дороже ПВХ и поэтому широкого распространения еще не получил, хотя многие мировые бренды уже предлагают модели, изготовленные из ПВХ, и из хайплона.
Стоит заметить, что часто в каталогах продавец указывает, дескать, при изготовлении лодок использовался материал, к примеру 1000 г/кв. м. Но не уточняется, что это за параметр – это удельный вес материала изделия, или же это его плотность, что, как говориться, две большие разницы. И стоит быть внимательным, особенно при выборе лодок от малоизвестных торговых марок, или просто не гарантийной лодки.
В любом случае перед покупкой лодку необходимо собрать и накачать, причем на тот максимум, что позволяет штатный насос, а затем ненароком присесть на борт, предпочтительно даже вдвоем. Нужно и взглянуть на лодку во всех сторон. В идеале ничего не должно выпячиваться, а формы и пропорции должны быть одинаковыми и постоянными, независимо от положения лодки.
Был случай, когда в лодку достаточно раскрученной российской марки банально не помещалось ее днище… Но это оставим на совести производителя, а сейчас мы говорим о надувных лодках как таковых, которые хотя и являются весьма юным видом водного транспорта, но не настолько, чтобы новоиспеченные фирмы заявляли, что они внесли что-то новое в конструкцию лодок с надувными бортами и жестким дном.
Первая надувная лодка была спроектирована в 1839 году англичанином Хэнкоком, после того как был открыт способ перевода каучука в эластичную резину. Вскоре после окончания Второй мировой войны начали производить надувные лодки из гораздо прочных тканей, но все же население по-прежнему с недоверием относилось к надувашкам.
Серьезный перелом в сознании произошел в 1952 году, когда был осуществлен переход через весь Атлантический океан, французом Аленом Бомбаром на стандартной лодке «Зодиак» с обычными параметрами по длине 4.6 м, ширине 1.9 м, и диаметром баллонов 0.46 м. С тех самых пор лодки компании «Зодиак» и ее дочерней фирмы «Бомбард» стали лидерами и признанными законодателями мод в производстве надувных лодок.
Но в мире надувашек с разборными жесткими днищами придумать нечто новое весьма трудно, а существующие пропорции, в лучшем случае, – не что иное, как копирование давно устоявшихся, проверенных корпусов надувных лодок, создаваемых в основном по жестким требованиям в первую очередь военных, а эти ребята знают толк в том, что хотят.