Где зимой чаще всего находится лещ? Всем известно, что на реках есть «зимовальные ямы», где наблюдается высокая концентрация не только леща, но и другой рыбы. Настолько высокая, что на таких участках запрещена даже любительская ловля. Но «морозоустойчивый» зимний лещ вовсе не «сидит» всю зиму по ямам, а регулярно двигается на кормежку, и чаще всего именно по русловым бровкам.
Дальше в лес – больше дров. На речках мало найти потенциально интересную «аномалию» дна. Здесь придется вести поиск по точкам, ведь на реке лещ может стоять локально, сосредоточившись в строго определенных местах. Если на озере можно найти интересный бугор, то обычно все равно сверлишься широко, потому, как известно, что рыба скорей всего стоит по всем склонам бугра: где больше, где меньше, но стоит и там, и сям. На реке такой прием может не пройти. Любой её крутой поворот – перспективное место. В таких местах русло уходит к одному из берегов, где будут максимальные глубины.
Казалось бы, по таким ямам и стоит сверлиться, но не стоит сбрасывать со счетов и противоположный «выпуклый» берег, часто имеющий намытый мыс. Где-то здесь будет проходить граница быстрой воды и более-менее спокойного течения, а то и чуть ли не «стоячки». Именно на таких «границах» струй можно попытаться найти леща нормальных размеров. И вовсе не обязательно под уловистой лункой будет приличная глубина, часто крупный подлещик стоит на глубине 2-3 метра. Конечно, чтобы поймать крупного леща нельзя игнорировать и русловые глубины.
Хорошее место может быть на выходе из русловой ямы, чуть ниже поворота реки – такие места хороши еще тем, что здесь обычно ровное спокойное течение и поклевки видны четче, чем на «вихляющих» обратках, обычных за мысами. Максимально интересной будет русловая яма с поперечными перепадами глубин – встречаются такие ямы, и лещ зимой здесь любит держаться.
Ширина реки – величина явно не постоянная. Но есть участки, где река сужается не плавно, а довольно резко. И именно граница такого резкого сужения также неплохое место для ловли. Часто отбойная струя отходит здесь от берега. По границе этой струи обычны суводи, а между ними и берегом течение практически отсутствует – именно здесь и пытаются ловить. Вообще, практически на всех участках реки, где тихая вода граничит с быстрыми струями, образуются намывные бровки, и часто к ним привязан лещ, а не просто к тихой воде.
Практически любая река изобилует заливами и старыми руслами, зачастую превращающимися в довольно глубокие озера. И если в таких местах есть необходимая глубина, то здесь может собираться на зимовку немало хорошего подлещика. Здесь ловля леща популярна у рыболовов и не многим отличается от озерной, как по снастям, так и по приемам ловли. Тем не менее, очень интересны входы в заливы реки. Точно неизвестно, что привлекает в такие места рыбу, стоит всегда тщательно проверить подобные точки.
Но что интересно: казалось бы, более уловистыми станут участки ниже по течению реки от входа в залив, или тем более сам вход, находящийся на границе быстрых и тихих струй. Но на практике все получалось с точностью наоборот – больше всего леща дают участки выше по течению от входа в залив, чаще всего вдоль этого, же берега реки.
Бывает, что на реке совсем не к чему «привязаться» — сплошной ровный плес, копанный «для улучшения судоходства». Донные склоны от берега обычно здесь пологие, течение у берегов спокойное и усиливается лишь на подходе к самому фарватеру. И на этих пологих склонах зимой может быть немало рыбы, только вот обнаружить ее здесь довольно сложно – на однотипных просторах реки искать рыбу лучше в дружной компании и всем придется здорово посверлиться. Но, говоря о выгодах «коллективизма» при поиске леща на зимней реке, стоит заметить, что большая компания это не совсем хорошо. Оптимально искать и ловить вдвоем или втроем.
Конечно, толпой найти рыбу намного проще, но вот ловить! Ведь вне «зимовальных» ям рыба обычно стоит по «точкам» хоть и плотными косяками, но на небольшой площади дна. И когда с таким трудом находиться рыба, бывает так обидно быстро спугнуть стаю рассверливанием многочисленных лунок и активными действиями на льду. Конечно, на любой реке есть «популярные» места, где наблюдается значительное скопление рыболовов. Всегда можно присоединиться к «толпе» и попытаться взять свою рыбу.
Но тут может обнаружиться два существенных минуса. И, во всяком случае, первый минус будет очень важным – можно и не поймать. Почему? Ведь вроде бы здесь находятся неплохо зарекомендовавшие себя места! Но рыбы может попросту не быть здесь: или спугнули, или она не пришла. Иногда виноваты сами рыбаки – бесконечные сходы рыб, удары по губам, грохот ящиками и бурами, «засвечивание» лунок на неглубоких местах и т.п. Даже одной из этой «малости» достаточно, чтобы вожаки лещовой стаи увели всю рыбу на другой более спокойный участок.
Особенно часто пугают рыбу на мелких местах, где с утра пару часов берет нормально, а затем резко «обрезает» клев у всех. И ловить дальше бессмысленно – рыба ушла, по крайней мере, приличного размера. Кстати, спугнуть стаю крупного леща легко.
Эта рыба не любит «безобразия» на льду, быстро срывается и уходит. Конечно, часто уходит недалеко и можно попытаться «догнать», рассверливая лунки в предполагаемом направлении, в котором могла уйти стая. Но такие «гонки» редко бывают плодотворными – рыба уже достаточно «зашуганая».
Второй минус ловли в «толпе», для кого-то не существенный, но для кого-то принципиальный: ловля среди окурков, пустых бутылок, гама и шума полностью лишена романтики зимней рыбалки. Но ведь рыбы может быть полно далеко не только на «известных точках», главное правильно ее искать.
Рыболову – озернику, не знакомому с ловлей на реках, подбирая снасти, стоит учитывать главное – ловля леща на течении это совсем другая рыбалка. Миниатюрные озерные зимние снасти на реке могут выглядеть совершенно беспомощно. Поэтому стоит подумать о запасе тяжелых мормышек, поплавочных грузил, блесен, способных пробить течение и играть у дна.
Течение не должно быть врагом снасти, течение должно помогать приманке, соблазнять рыбу на поклевку. И здесь не помешает вспомнить старые рыбацкие оснастки с дополнительными длинными поводками, помогающими наживке играть на течении – это стопроцентно речные вещи.