Хороший надежный ледобур для зимнего рыбака – что верный конь для седока. Или ружье для заядлого охотника. Хотя, в принципе, временами можно без «коня» и «ружья». В затяжные оттепели успешно рыбачат и по старым брошенным лункам, на популярных местах их множество, и сверлить новые – часто зло, еще больше засвечивающее участок, ухудшающее клев рыбы. По первому льду без проблем обходятся топориком, наделав себе лунок. Или пешней.
Можно попросить бур у соседей, сделав себе серию лунок, обычно в таком случае рыбаки друг другу не отказывают. Но если зимняя рыбалка «зашла», появилось непреодолимое желание поехать вновь и вновь, значит, пришло время подумать о приобретении подходящего собственного бура, ведь очень часто, особенно в разгар зимы, улов прямо зависит от количества просверленных лунок – только это имеет значение.
Достал два – три хвоста, и больше в этой лунке нет смысла демонстрировать мастерство, надо просто новую дырку сверлить, где вновь клюнет – «если рыбу искать лень, то просидишь без клева целый день». И неискоренима мечта рыбака заиметь такую «сверлилку», чтоб бурила легко и быстро. Быстро – затратить, грубо говоря, секунд 12-14, чтобы прорваться через метровый лед шнеком диаметром около 10 см. Сверлить легко – сделать в метровом льду подряд 2-3 лунки «без потери пульса» и ручья пота по спине.
При этом буру желательно быть относительно легким, компактным при транспортировке, прочным и достаточно надежным. А при работе издавать минимум шума – легенькое змеиное шипение, без треска и дребезжания. Это идеал, и пока недостижим, к сожалению
Идеальных моделей не было и нет, одно положительное качество другое исключает. Так, легкие шнеки (титановые или излишне тонкие стальные) очень уж сильно дребезжат, часто отпугивая рыбу.
Сверхкомпактные, помещающиеся в рюкзак буры, имеют много точек соединений и, соответственно, столько же потенциально слабых мест. Основная же несостыковка рыбацких требований по «легко и быстро».
Обычно если сверлит легко, то долго. И наоборот – к мигом проходящему лед приходится прикладывать значительно больше усилий. Модные на Западе бензобуры у нас не прижились. Они тяжелы, шумны, не подходят для длительных переходов, особенно если у тебя еще и снасти с ящиком за плечами. Без машины с ним никак, а ведь далеко не везде у нас можно проехать к реке или к озеру вплотную на авто.
Этот момент хорошо просматривается по самым популярным нынче шведским и российским (барнаульским) – моделям. Дорогие «шведы» очень легко сверлят, но скорость – заснешь, пока проделаешь дырку в толстом льду. А посадил ножи, попав на лед с наносами песка (что особенно актуально на реке), и самому заточить проблематично – испортили уже множество этих ножей хитрой формы. Стоимость же новых моделей неприятно удивляет.
Поэтому затупившиеся ножи отдают точить профессионалам. Да и вечно не получается затачивать эти ножи – металл закален на небольшую глубину, дальше внутри сырой, точить его – то же самое, что пластилин. Пока что шведы не предприняли никаких революционных решений, могущих ускорить сверление их бурами, предлагая лишь новый дизайн ручек. Тем временем по многим регионам страны активно переходят на барнаульские буры, сделанные по образу и подобию культовых «ленинградских», только качественнее по всем позициям.
В последнее время появились и с более качественными ручками, ход которых прилично улучшился, уже не заедают. Усилий при сверлении «барнаулы» требуют побольше, чем «шведы», зато сверлят заметно быстрее. Плюс ножи значительно дешевле, и обычно рыбаки — зимники берут в запас две-три пары. Закалены они на всю глубину, допускают многократную заточку.
Правда, у этих новых ножей на острой режущей кромке встречается небольшой завал, ухудшающий сверление. И его устраняют наждачкой «нулевой» или алмазным надфилем. Вообще практически все буры проходят у конкретного рыбака доводку. Ножи натачиваются так, чтобы «брили». Доводят на стекле со шлифовальной пастой.
Для настройки инструмента на конкретный лед используют тонкие латунные (или медные) подкладки под ножи, чтобы менять угол резания – чем мягче лед, тем толще подкладки. Крепежные винты для ножей часто заказывают из нержавейки, ведь заржавленные нередко прикипают, и невозможно отвернуть, приходится высверливать.
Диаметр лунки – важнейший вопрос! Здесь все зависит от поставленных рыбаком задач. В последние пару лет резко выросла популярность узких шнеков в районе 100 мм. Ведь чем уже лунка, тем выше скорость бурения, и меньше трудоемкость – узкие модели берегут немало сил и нервов при поиске рыбы коротким зимним деньком с блесной или мормышкой. В преимуществах узкого бура является меньший вес, размер.
Однако небольшая лунка становится непреодолимой преградой на пути крупной рыбы, и нужна помощь – бурить рядом еще одну лунку для расширения существующей. А пока помощники расширяют, рыба просто может сойти с крючка.
Существуют некие средние цифры зависимости веса рыб, еще без проблем «пролетающих» в определенную лунку. Если это окунь, то в 100 мм запросто проходят полосатики в 300 г, даже озерные, обладающие ярко выраженным горбом. С окунями от 300 до 500 г будет спокойнее при лунке 120 мм.
А килограммовика все же сподручнее заводить в старый «стандарт» — 15 см. Для плотвы обычно 100 мм предостаточно. Подлещик в 300 г легко проскакивает в лунку 12 см. 400 – 500 г – 18 см, а с килограммовиком, тем более большим, спокойнее с «дыркой» в 20 см. Правда, лещи разные бывают – прогонистые и почти круглые, с последними особо много проблем, и часто без багорика никак, а то и спаривать две лунки приходится.
При блеснении небольшого судачка до полукилограмма частенько обходятся «окуневыми» бурами – сотками, но уже для килограммового желательно иметь лунку не менее 12 см. А при ловле крупных клыкастых, этаких брусков – обрубков, непросто обойтись без бура лещового диаметра.
Схожая картина и по щуке, в последние годы блеснильщики запросто обходятся бурами диаметром 100 – 120 мм, ведь в подавляющем большинстве зубастая идет до полутора кг, а сил при поиске требует много.
Максимальной ширины шнеки (150 – 200 мм) применяют большей частью лещатники, ловящие на зимние удочки и редко сверлящие за день более двух десятков лунок. Практически такие же диаметры у станочников, хотя если сядет «крокодил», то любую лунку придется расширять.