Поздней зимой, когда лед постепенно сходит, и образуются большие ледовые закраины (припаи), плотва начинает активизироваться. Но здесь встаёт проблема, как подобраться к границе открытой воды, ведь позднезимняя рыбалка может быть очень добычливой, потому как на таких участках собирается много белой рыбы, в том числе и плотвы. Но она часто ходит в полводы и с донкой, особенно не развернешься, даже с самой легкой оснасткой.
Так что успешная ловля по кромке льда – это в первую очередь ловля летней поплавочной удочкой. Зима отходит медленно, не давая четко определиться с местом и способом ловли. Лед становится все коварнее (того и глядишь, провалишься вечером там, где еще утром спокойно проходил), а участки открытой воды еще не велики могут расширяться очень медленно.
В результате многие рыболовы устраивают довольно длительный перерыв и начинают рыбачить лишь после полного схода льда, тем самым лишая себя, пожалуй, лучшего в году клева. С другой стороны многие обжигались при позднезимней ловле. Почему же в этот период можно иногда остаться без улова? Думается, дело в том, что плотва становится все подвижней и перехватить ее ход, высиживая место, сложно.
Поэтому приходится много передвигаться, а с зимними снастями много сверлиться на вязком льду. С летней снастью искать рыбу по участкам открытой воды также непросто по трем причинам. Во-первых, прикормкой проблему отсутствия клева в это время не решить и надо просто знать, где ловить. Во-вторых, вполне возможно придется на этот период ловли пересмотреть некоторые свои взгляды на поплавочную удочку. В-третьих, с берега ловить получается далеко не всегда и придется забираться на лед, приближаясь к его кромке, что довольно опасно, если делать это безумно.
В самый первоначальный период ловли, когда еще не сорвало речной лед, отличные места находятся у прибрежных криниц, сочащихся родниковой водой, или у устья какого-либо ручья, впадающего в реку. Здесь обычны пяточки открытой воды, где плотва скапливается массово.
Но к самому берегу, она редко подходит и стоит именно у кромок льда. Облавливать удочкой такие точки можно как с берега, так и с еще крепкого льда, забрасывая приманку к ледовой кромке.
Нередко река освобождается ото льда просто на прибрежных мелководьях, а кромка льда нависает аккурат над бровкой, уходящей в глубину. Это тоже отличное место для ловли, плотва здесь держится под кромкой льда на своем излюбленном месте – на бровке.
Но здесь есть тонкий момент – в нижней части бровки течение может поднимать муть, и плотва будет стоять в верхней части бровки, а, то и вообще над ней в полводы. Если кромка льда находиться далековато от берега, то обычно перебираются на лед и ловят с него, бросая к кромке. Кстати говоря, подобным образом выглядят многие реки в течение практически всей зимы – половина реки скована льдом, а половина остается открытой.
И здесь по кромке реально наловить лишь со льда. Но такая ловля плотвы зимой с закраин желательна с надежным напарником, не помешает и пешня, которой можно вычислить безопасный подход к открытой воде. Конечно, можно воспользоваться дальним поплавочным забросом и ловить с берега, бросая к кромке, но многие предпочитают ловить накоротке, потому как ловля по кромке льда – это ювелирная ловля легкой поплавочной оснасткой.
На реке главный клев плотвы длится в течении максимум недели после образования больших припаев, иногда этот период длиться не более трех суток. В это время земля еще подморожена и не оттаявшая и река не несет муть, поэтому плотва стремиться вверх по течению плотными стаями.
Потеплевший воздух быстро насыщает холодную воду кислородом и думается, что в это время плотва себя чувствует точно также как и любой человек, выезжающий за город и от избытка кислорода съедающий за день столько, сколько в своей душной квартире никогда не съел бы. Корма же река несет очень много.
Однако в это время привыкшая к зимнему полумраку плотва старается поменьше выходить на открытые водные пространства, а передвигается большей частью под кромкой льда береговых припаев, здесь же и, отстаиваясь на кормных местах, где и выгодно ее ловить. Особенно плотва привязана к припаям в солнечную погоду и на больших глубинах. Но стоит земле чуточку оттаять, и река понесет муть, клев плотвы, тогда как обрежет.
Рыба может просто забиться под берег под теми же припаями. Но если есть куда податься, где вода более чистая, то уйдет туда и питание не ослабит. До пойменного разлива еще далеко, но если выше по течению реки находится обширная лесная местность, то рыба может уйти туда – там земля оттаивает значительно медленней и река может оставаться достаточно чистой.
Плотва может уйти в лесной приток реки, пусть даже он совсем небольшой, и тогда стоит поспешить к таким местам, захватив поплавочную удочку.
Если же выше по течению от мути не спрятаться, то плотва, просто скатиться в какое, либо водохранилище или озеро, которое еще может практически все быть сковано льдом. Конечно, устье реки будет открыто, но мутная вода быстро замутит и его. Однако если неподалеку есть мелководные заливы, то они могут первые освобождаться ото льда.
И пока грунтовые воды не понесут муть и сюда, в заливах может собраться очень много плотвы, в том числе и крупной. В таких местах вода насыщается кислородом, начинает прогреваться и с глубин в заливы подтягиваются всевозможные водные личинки, пиявки и т.д.
Особенно быстро собирается в заливах разнообразная живность, если место не затемнено прибрежным лесом, а полностью открыто для солнечных лучей. Пока ледяные припаи в заливе еще широки, основная масса живности скапливается именно у кромок льда, прилипая к нижней части припая. Если лед еще достаточно крепок, то просверлив здесь лунку вскоре можно увидеть поднимающихся к поверхности различных букашек и пиявок. Значит, здесь плотва будет наверняка, причем мерная и в больших количествах.
Если же крепость льда не позволяет заходить на него с летней снастью, то к ледовой кромке можно подобраться с берега, что сделать зачастую непросто и приходиться ловить взабродку. Интересные для ловли припаи встречаются на исходе зимнего сезона, лед уже постепенно уносит течением, вода в реке часто в это время бывает замутнена, но уже успела слегка прочиститься и плотва снова двигается против течения.
В это время встречаются отдельные небольшие припаи, продолжающие прочно держаться за берега. Подобные припаи обычны за резкими поворотами реки, где течение гораздо медленнее. И не смотря на то, что в это время зимняя плотва уже привыкла к открытым водным пространствам, под припаем она с удовольствием отстаивается, отдыхая во время переходов и кормясь здесь же.
Поэтому поплавочная ловля плотвы по кромке льда такого припая может стать очень успешной. Часто ловят в таких местах с берега, делая проводку по кромке ледовой поверхности. Речные припаи могут оставаться и в иных местах, к примеру, на затонах, и здесь по кромкам льда также могут быть отличные места для ловли. На подобных больших льдинах очень многие рыболовы ловят со льда зимними снастями – последний лед как ни как. Но по многим наблюдениям значительная часть уловов приходится на мелкую плотву.
Почему так происходит? Есть подозрение, что плотва приличных размеров концентрируется именно у ледяной кромки, к которой приближаться с буром во многих случаях крайне неосмотрительно. Поэтому считается, что с ледовых припаев более продуктивно ловить летней поплавочной снастью, да и душу отведешь после долгой зимней ловли. Здесь имеется два основных варианта: ловить с твердого берега, забрасывая к кромке припая; ловить со льда, не доходя до кромки на расстояние, равное длине летнего удилища.
Ловля по ледовым кромкам практически всегда ходовая. Иногда можно обловить немало участков и не увидеть поклевки, а на очередном месте нарваться на такой выход плотвы, что мало не покажется. Но плотва может быть, и рассредоточена – в одном месте можно поднять пару хороших плотвиц, а в другом клюют более мелкие экземпляры. У ледовых кромок крупная плотва часто осторожничает.
И дело видимо не в том, что на таких участках, как правило, небольшие глубины. Думается, в подобной осторожности плотвы повинна именно кромка льда, этакая граница двух миров: один с уже привычной ледовой крышей, а второй – заманчивый, светлый мир открытой воды, в который еще боязно входить и к которому рыбе требуется вновь привыкать. Причем период этот не мал: от самых первых закраин до полного разгула открытой воды, когда у берегов сохраняются остатки льда.
Но как бы, то, ни было, при ловле по кромкам льда подбирают максимально легкую поплавочную оснастку. Часто это просто самоогруженный поплавок, и на рабочем отрезке лески грузила вообще отсутствуют.
Что касается мормышки, которой ловят в отвес летним удилищем с кивком, то эта снасть просто идеальна для подобной ловли, и многие рыболовы ждут, не дождутся, когда можно будет опустить мормышку у кромки ледовой поверхности.
Некоторые опытные рыболовы считают, что наживки в этот период ловли уже должны быть объемными: навозный червяк, пучок опарышей, шитики, очень хорош и короед.
Что касается мотыля, то приличных размеров плотва может его проигнорировать, если это только не приличный мотыльный пучок. Достаточно часто к кромкам припаев за вслед плотвой подходит и различный хищник, чем не преминут воспользоваться рыболовы, охотящиеся за хищной рыбой. Того же окуня можно в больших количествах надергать на самих припаях из лунки на блесну или мормышку.