Каждый год рыбаки-лещатники возлагают великие надежды на конец зимы, чтобы отыграться за глухозимные неудачи. И только пойдет информация с водоемов, что уже пошел подлещик покрупнее вперемешку с крупным лещом, как у многих рыбаков теряется душевное спокойствие и сердце рыболова уже там на льду! Одна мысль вертится в голове: быстрее бы выходные, да вырваться бы наконец-то на свою любимую реку или озеро! Эх, хороша ловля леща по последнему льду!
Хлебнув талой водицы затяжной оттепели, рыба становится активнее, правда, клев часто какой-то рваный – то густо, то пусто. Рыбаки предполагают, что большая часть пролетов связана не с отсутствием клева, а с банальным «не нашел», ведь рыба уже начинает двигаться более активно, и далеко не всегда удается с ней пересечься, подманить прикормом.
Поэтому и лещатник становится подвижнее, отыскивая потенциально интересные точки остановок косяков, которые все чаще появляются там, где и близко не было на протяжении всей зимы. При этом лещи начинают пропадать на заветных местах, с таким трудом обнаруженных в январе – начале февраля.
Наиболее стабильные уловы на водохранилищах, озерах и приустьевых участках впадающих в них речек. Всегда считалось, что на подходе весны лещи сдвигаются с илистых озерных ям и затопленных русел водохранилищ на более мелкие участки.
Грубо говоря, с 6-12 метров на 4-5, и даже на бугристые поливы, где глубины не превышают 2.5-3 м. На отдельных озерах, крупный лещ по последнему льду вообще встречается у берегов буквально на метровой глубине. Схожая картина и на участках многих крупных водохранилищ, где приличные лещи попадаются на неглубоких русловых бровках впадающих в них речек, освежающих воду кислородом.
Особенно хороший клев здесь случается с образованием первых, еще узких закраин, через которые перекидывают настилы, чтобы перебраться на лед.
Активные рыбаки – разведчики двигают по речкам, находя отличных лещей значительно выше устья, большей частью в прибрежных ямках – бочагах. И все же основная рыбалка идет на озерно – водохранилищных просторах, проявляется прямая зависимость – чем на большие мели выходит лещ, тем осторожнее, и, несмотря на всю свою предвесеннюю активность, рыба может вообще перестать подходить к людным местам.
Поэтому стараются не кучковаться, сверлятся потише, лунки затемнят, и все равно приходится нашуметь буром или пешней, и долговато ждать поклевок, да и после поимки леща место обычно замолкает. Поэтому идеальный вариант – выйти утром понедельника –вторника на безлюдный участок, рассверленный кем-то на выходные. Наверняка здесь есть прикормленные лунки, и перспективно обловить их без лишнего шума во время оттепели, не дающей затянуться старым лункам. И это не просто «халява», а тактическая необходимость при ловле леща на мели, где реально нарваться на просто сказочный клев.
Чаще всего утром, час-два после рассвета. Бывает, еще более сильный жор выпадает на послеобеденное время, но он всегда короткий, только подлещик может брать в течение нескольких часов. На очень людных водоемах, где на неглубоких местах активно тягают плотву с окунем, подход леща к закормленным лункам случается уже поздним вечером, когда большая часть рыболовов покинула лед.
Но эти неглубокие места очень редко становятся клевыми для ловли леща ночью, особенно когда после заката сильно холодает, тогда рыба вновь сдвигается к бровкам ям, не переставая питаться короткими временными волнами – промежутками с 11 вечера до 2 часов ночи.
Конечно, на местах расположения леща сказывается погода, в первую очередь атмосферное давление. Здесь больше ориентируются на общее правило: при низком давлении рыба у дна и на особо мелкие места не ходит; при высоком – может передвигаться по откровенным мелям или подниматься по откровенным мелям или подниматься на 1-2 метра от дна на ямах.
Говоря о выборе лещовой снасти в эту пору года, нельзя сказать, что доминирует что-то одно. Почитатели ледовой поплавочной снасти напоминают, что даже по последнему льду найти леща вовсе не всегда означает, что будет легко рыбу поймать – и небольшой подлещик может капризничать.
В такие моменты у мормышечников лучше работают легкие тонкие оснастки, а они малопригодны в условиях, когда реальны поклевки рыбы в 2-3 кг. Но именно поплавочной лещовой удочки этот момент абсолютно не касается, из-за конструктивных особенностей снасти.
Ведь толстые лески плохи не тем, что снижают количество поклевок, так как больше видны для рыбы, а потому, что ухудшают игру насадочных и безнасадочных искусственных приманок. В поплавочной снасти нет колеблющейся игры, и успех зависит не от толщины лески, а от тщательной регулировки системы «груз-поплавок».
Если не отрегулировано как следует, то, втягивая в рот вместе с потоком воды крючок с мотылем, лещ чувствует неестественную тяжесть и незамедлительно выплевывает такую наживку вне зависимости от того, каков диаметр лески – 0.2 или 0.06 мм.
Баланс между поплавком и грузиком регулируют так, чтобы поплавочек тонул очень медленно, тогда лещ практически ничего не ощущает. Но только до тех пор, пока поплавок не всплыл на поверхность. Чтобы растянуть благоприятный для успешной подсечки момент, часто ставят два поплавка: верхний – маленький, нижний чуть побольше.
Расстояние между ними около 20 см, чтобы даже при самом высоком лещовом подъеме нижний не всплыл на поверхность. Все чаще с теми же целями вместо традиционного одиночного грузика разбивают и огрузку. Особо сложные оснастки, по типу летних, применяют довольно редко. Самый ходовой вариант из двух дробинок – меньшей в 3-4 см от крючка и большей сантиметрах в десяти от нижней. Общий вес огрузки достигает 1-1.5 г, то есть очень много для зимы, что позволяет быстро скидывать ко дну в короткие периоды жора.
Выбор крючка зависит и от личных предпочтений, и от степени активности леща – чем больше крючок, тем он тяжелее, а значит, при слабой поклевке больше шанс ее срыва – пучок мотыля покажется лещу излишне тяжелым. Однако крупные крючки надежнее засекают крупную рыбу.
Приходится экспериментировать, выбирая меньшее из двух зол именно сегодня. Также поплавочники напоминают, что эта снасть не такая и пассивная. При долгом отсутствии поклевок оснасткой подыгрывают, что нередко приносит положительные результаты. Наиболее популярны осторожные, плавные подыгровки, к примеру, такие: наживку очень медленно поднимают от дна на 50-70 см и точно так же опускают на исходную.
Учитывая, что при этом поплавок выходит из воды, снасть обязательно оснащается кивком, чтобы не прозевать поклевки. Кто-то хвалит наоборот очень резкую игру, схожую с блеснильной: резкий рывок вверх на полметра со сбросом на исходную, крючок с наживкой должен вернуться на дно, а не повиснуть над ним. Далее следует фаза покоя, обычно поклевка случается в последующую минуту – другую –поплавок всплывает. Если нет, то делают еще некоторое количество рывков, каждый чередуется с продолжительными паузами.
Если пошли поклевки, то к прикормленным лункам относятся бережно, место не выбивается, дается отдых, ведь кормящаяся рыба привлекает своих собратьев. В итоге на финише рыбалки на десяток прикормленных лунок 3-4 дают стабильные поклевки.
И все же поплавочная снасть популярна далеко не у всех лещатников, и тому причиной не только личные предпочтения. По наблюдениям последних лет, с крючком и отдельным грузиком наиболее успешно ловят на лещовых водохранилищах, а вот на природных озерах произошел массовый переход на насадочную мормышку, которая в подавляющем большинстве случаев применяется не на поплавочной, а на кивочной удочке.
Здесь даже не пахнет какими-то традициями, на озерах они как раз исстари поплавочные, просто озерный лещ в массе своей лучше реагирует на мормышку, на многих водоемах – мормышку игровую, двигающуюся по вертикали, а не лежащую на дне. С лещовой мормышечной кивочной снастью есть две реальные проблемы. Первая – ловля в сильный мороз, но для конца зимы это редко когда актуально.
Вторая – капризничающий лещ может отвергать традиционные крупные (тяжелые) мормышки, которые хорошо играют на подходящих для ловли леща лесках 0.12-0.16 мм. Приходится ставить более мелкие приманки, требующие и более тонких лесок, которые ненадежны при вываживании. Здесь лещатники уже давно нашли выход и каждую зиму совершенствуются в данном направлении – ловля на мормышечные тандемы.
Даже две небольшие мормышки уже позволяют применять леску 0.12 мм без потери качества игры, благо ее лещовые варианты отличаются степенностью, размеренностью, невысокой частотой и амплитудой колебаний. Часто рыба положительно реагирует на замирающую при кратковременной паузе приманку на подъеме или спуске. Или когда нижняя мормышка останавливается после шевеления на дне.
Хвалят рыболовы и подъем тандема без колебаний – или равномерный, или ступеньками – поднял буквально на 3-5 мм, остановил на долю секунды и т.д. Успешно ловят тандемами и на слабом речном течении, давая ему немного стянуть мормышки от лунки, затем подтягивают обратно. Вариантов мормышечных тандемов, всевозможных «паравозиков» существует виликое множество, на любой вкус и цвет.
Вспомнить стоит уверенно всплывающий на лещовую сцену когда-то очень популярный вариант тандема-мормышка + дополнительный крючок. В 5-10 см выше мормышки привязан коротенький (2-4 см) поводочек с крючком, направлением вверх, чтобы на перехлестывался с основной леской.
Такой тандем не обладает достоинствами двухмормышечных оснасток, он ценен другим – при слабоватом клеве мормышка, по большому счету, работает грузом, с помощью которого придается соблазнительная легкая игра крючку с пучком мотыля. Неспроста подавляющее большинство поклевок идет именно на него, а не на мормышку.
Пошли эксперименты с укрошательством этого отдельного крючка бусинами, кембриками, которые добавляют привлекательности мотылю, а при хорошем клеве крючок с искусственными подсадками работает и в безнасадочном варианте.
Хотя на «безмотыльном» поприще в последние годы безраздельно властвует лещовый «чертик», который показывает особо выдающиеся результаты в конце зимы на водохранилищах, где лещи-подлещики часто меняют горизонты воды, бегают где ни попадя и капризничают на предвесенних частых ломках погоды.
Особенно сильные результаты «чертика» по самому последнему льду, когда нарываются на плотные стаи, где прикармливание теряет всякий смысл. Тем более рыба кучкуется не у дна, а в насыщенной кислородом талой воде, появившейся между льдом и «зимней» придонной водой.
Кроме подлещика, чертятники «имеют в виду» и другую рыбу. Если с лещом держится судачок, то применяют крупные, длиной 2.5 – 3 см приманки, которые клыкастый частенько атакует очень охотно. Если подлещик перемешался с плотвой хороших размеров, то ловят на тандем из двух маленьких «чертиков»-подлещику в конце зимы все равно, каков размер приманки, а плотву скорее соблазнишь небольшим «чертенком».
Немало рыбаков – лещатников именно на подходе долгожданной весны, когда у рыбы переменчивое настроение, применяют разного рода снасти. Ведь с утра лещ может в плохом настроении висеть вполводы, где его только «чертиком» возьмешь, а к обеду отправиться промышлять на дно, подкидывать там своим толстым носом ил, собирая дафний, циклопов, мотылей и прочих личинок, тогда на первые роли выходит поплавочная или насадочная мормышка.