В этом сезоне в летний период щука с судаком не очень-то баловали нас поклевками. И голавль весом 1-2кг стал основной рыбой в летних июне-июльских уловах у нас на Дону, на участке от Задонска до д. Ксизово, что в Липецкой области. Причем самой подходящей снастью оказалась поплавочная удочка, которая в состоянии подать рыбе довольно хлипкую насадку – хлебную корочку, на которую голавли берут наиболее смело, да и «хлебные» экземпляры радуют. Картина немного необычная нарисовалась.
Вода довольно низкая, речка на зорях будто вымершая – рыба практически не плещется. Тиховодки у берегов быстро затягивает тиной, травой, обычно здесь плотва неплохо держится, но в этом сезоне пока что видел большей частью лишь тучи малька.
На течении по разным глубинам густеры и леща совсем мало, и где эта рыба – мне непонятно. Самое интересное происходит в диапазоне глубин 1-1.5м, где впроводку попадается плотва в 150-200г (реже по сравнению с прошлым летом), единично влетают лещи, здесь же ловятся и голавли.
Судя по всему это пик преднерестового жора. Глубже становишься – голавля нет вообще, и уже не якорюсь, где больше 1.5м. Уловистые места отличаются достаточно быстрым течением, обычно это плесы между каменистыми грядами в стороне от бурного фарватера.
С берега эти места обловить как следует практически нереально, и по-любому невозможно это сделать качественно – или далековато от берега, или же от него тянется на 20-30м полоса тины, через которую на половишь, и эти места береговые поплавочники обходят.
Стоит заметить, что рыбалка с лодки на Дону в наших местах во многом традиционная. Становлюсь на приглянувшемся месте на якорь, отвесно опускаю сетчатую кормушку с черным хлебом (на день ловли уходит не больше трех булок, сразу закладываю одну, разорванную на три куска, при каждом переезде по куску добавляю). Если рыба есть, то минут через пять следует поклевка. Если в течение минут 10 тихо, то меняю место.
Также поступаю, если после одного поднятого голавля больше нет поклевок в течение пяти минут, хотя не заметил, что голавли пугливы – бывает, что после схода тут же следует очередная поклевка. И к лодке подходят близко – килограммовые в трех метрах (!) от меня клюют на метровой глубине, но покрупнее брали не ближе 15м от лодки. В общем, достаточно подвижная, активная, веселая ловля, когда приходится сменить немало мест. Нет такого, что стал на точку и тягаешь одного за другим.
Больше 25м поплавок не отпускаю. Если есть предчувствие, что рыба дальше и не спешит подходить на прикормку, то попросту передвину лодку ниже по течению. Или сдвинусь на 10-15м поперек реки, когда ниже уже негде делать проводку- пошел каменистый подъем, сбивающий проводку, да и зацепов на камнях много.
В любом случае с десяток крючков все равно отрываю, и приходится перевязывать поводки (хорошо бы иметь их запас на поводочнице). И это притом, что при ловле на корку нет необходимости вести насадку по самому дну – даже крупный голавль берет и в 20-40см выше. Но дно неровное, и без контактов с камнями не обойтись, а совсем уж высоко рыба не берет.
Слабый клев на излишне грубую снасть, и здесь важно выбрать золотую середину. Обычные для проводки «плотвичные» поводки в районе 0.12мм сильно тормозили вываживание, случались даже обрывы на рыбе, когда не удавалось увести голавля с сильной струи на более спокойную воду. Сложнее удержать рыбу и накоротке, когда так и норовит шмыгнуть под лодку и завести за якорный фал.
Поэтому перешел на поводки 0.16мм. Крепенький крючок №10-12. Корку беру от белого хлеба, срезаю полоску, затем режу на кубики размером примерно 7 на 7мм. Надеваю на крючок так, чтобы жало немного выступало из мякоти, тогда подсечка надежнее.
Хотя большей частью берет голавль жадно. Если немного зеванешь с подсечкой, то лобастый самозасекается, заглатывая очень глубоко, и без экстрактора крючок замучаешься доставать из бездонной пасти. Берет и на опарыша (не менее четырех штук надеваю), но даже имея запас этой универсальной наживки, не забываю и о корке – именно на нее попадался самый крупный голавль.
Конечно, корка, в отличие от опарыша, очень уж непрочная приманочка, и зачастую приходится менять после каждой длинной проводки, зато на хлеб можно поймать даже при слабом клеве.
Что касается времени дня, то какой-то закономерности не вычислил, потому что рыбачил в разное время, и брал донской голавль с девяти утра до раннего вечера. Ближе к закату не ловил, но выходил ранним утром, и вот в это время не видел ни одной поклевки.