В наше время немало копий было сломано в спорах о подшипниках рыболовной катушки. Когда-то еще недавно рыбаки-технари говорили, что хорошая втулка намного лучше плохого шарикового подшипника. С тех пор ничего не поменялось, это по-прежнему актуально.
Да, от подшипников еще никто не отказался, и не откажется в ближайшее время. Проблема в качестве подшипника – качественный дешевым быть не может. А полдесятка действительно отличных резко поднимают стоимость катушки.
Поэтому шел и идет до сих пор рекламный развод, мол, смотрите чудо, катушка недорогая, а подшипников аж 12 штук. При этом катушка в 10, а то и в 20 раз более дорогая, действительно качественная, может не иметь и половины от этого количества подшипников.
А там, где 12 дешевых – обычный мусор. Эти подшипники нагрузку не держат – просто надавлю немного на сердцевину, и он развалится.
Кроме того, наверняка никак не защищен от коррозии, и если немного опоздал с пополнением смазки, и влага внутрь попала, то получил пожизненный «шорох» — ход ухудшился, и тут уже ничего не сделаешь. Не поможет ни кипячение в масле, ни промывка, ни даже высокоскоростная шлифовка. Хороший же подшипник плохо поддается ржавчине. Кстати, даже приличная цена катушки – не есть гарантия применения подшипников, устойчивых к коррозии. Даже именитые бренды рыбаки неоднократно подлавливали на применении подшипников, склонных к «рыжей чуме».
Казалось, есть отличный заменитель шариковому подшипнику – подшипник скольжения, та же простоя втулка, которая применяется и в совсем дешевых, и в достойных катушках. Иногда приходится слышать, что втулка работает хуже «шарика» и менее долговечна. Может быть, если речь идет о «кривой» втулке. Качественная должна быть грамотно продумана и не менее качественно исполнена.
Нередко рыбаки свои катушки так и усовершенствуют. Высокой квалификации токарь сделает классную втулку, поставив ее вместо загремевшего «шарика», и будет эта втулка отлично работать тысячу лет, при должной смазке. И некоторые известные производители в свое время шил таким же путем. Есть у меня несколько шведских катушек, которым больше 20 лет – живее всех живых.
Конструкция простейшая и сверхнадежная. Ось опирается на огромный неубиваемый подшипник, а вторым краем на втулку из пористой морской бронзы, пропитанной графитом – не нуждается в смазке вообще. И работает этот механизм как швейцарские часы год за годом. Понятно, что эта техника из времен, когда и машины были честными, и катушки такие же, как-никак изготовлена на шведском военном артиллерийском заводе.
Но ведь никто не запрещает и сейчас так же ответственно делать современные рыболовные катушки! Хотя нынче тенденции несколько другие. В порядке вещей одну и ту же брендовую катушку делать «для всех» с одними шестернями, а для японского рынка – с другими, из более качественного материала…
Да Бог с ними, с шестернями, вот ролик лесоукладывателя – важнейший элемент, не менее важный, чем шестерни и подшипники. В ролике должен стоять очень качественный подшипник. Если не так, значит, леска – не долгожитель, умрет в младенчестве. Есть очень навороченные подшипники в роликах, защищенные от любых неблагоприятных факторов, в том числе и от агрессивной к металлам морской соли. Вместе с тем гениальные ходы в любых технических направлениях часто просты до безобразия.
Есть у меня старая катушка, где ролик лесоукладывателя вращается на втулке из прекрасного пластикового материала. И год за годом полет нормальный. Почему многие так не делают? Не знаю. Возможно, «просто» требуют большого качества и материалов, и исполнения.
Вообще, для такого довольно сложного технического устройства как рыболовная катушка актуально правило реальной жизни – самая лучшая деталь, та которой нет. Тогда и ломаться нечему. Как-то разбирал одну катушку, и так напрягло количество мелких, практически ненужных деталей – я остерегаюсь таких изделий. Они всегда технически проблемные, пусть даже и недешевы. Можно сравнить с той же «Невской», где, по большому счету, всего-то две крупные детали – барабан и корпус с запрессованной осью, отсюда и сверхнадежность.
Рекламная информация нередко делает упор на какую-то «революционную» деталь. Скажем, на особую форму ролика лесоукладывателя. Мол, вот такой-то наш просто идеален. На мой взгляд, это неумная реклама, делающая упор на второстепенном. Тот же ролик с вырезом-канавкой или без нее – не имеет никакого значения.
И даже цилиндрический ролик имеет законное право на жизнь – у старых «шведов» стоит такой, монолит твердосплавный, леска по «цилиндру» может туда-сюда плясать, но под нагрузкой уже в самом начале проводки находить свое место сама. Первично качество изготовления каждой детали. И не обязательно использовать «космические» материалы, может быть простая надежная нержавейка, но покрытая подходящим, твердым износоустойчивым сплавом.
Есть еще в катушках важный вопрос – ручка. Здесь вообще глупо вести разговор о плохой и хорошей конструкции, в этом моменте вообще никто никого не слушает – каждый выбирает, что ему по-нраву, что ему удобно, тем более что складные ручки уже многие научились делать такими же надежными, как и ввинчивающиеся. Просто от человека многие зависит.
Пример с двойной ручкой. Мне такие очень нравятся из-за шикарного баланса – такого нет ни у одной катушки с одинарной ручкой. Но кому-то двойная ручка вечно бьет по пальцам, это неприятно раздражает. И зачем тогда такая катушка? Нужна другая.
Много шума было вокруг дужки лесоукладывателя – полая, цельная, разные материалы…
Но какие здесь проблемы или вопросы? Да никаких! Все прекрасно работает, если разработано грамотным конструктором и хорошо сделано на производстве. Проблема в другом: если дужку где-то ненароком сильно согнул, то восстановить изначальную форму сложно. И практически невозможно, если дужка трубчатая. Как убрать излом трубки?
Когда нет бережного отношения к катушке, то любая модель не будет долго служить. Если просто уронил в чистую воду, то ничего страшного, ничего делать не нужно – просушил, ловим дальше. Но если упала на дно, подняв облако ила, или есть подозрение, что песок попал, то однозначно нужно делать ТО катушке, если любишь и уважаешь ее как партнера и помощника на рыбалке. Есть сомнения в своих силах? Тогда прямой путь к специалисту или более опытному товарищу.
Нормальный набор отверток, и не спеша, на трезвую голову открываем крышку корпуса, убираем грязь, старую смазку, закладываем новую. Но и без форс-мажора техническое обслуживание катушки, сколько бы она не стоила, нужно проводить сразу, как только услыхал или почувствовал, что перестала «шептать», начала терять свои первоначальные свойства, какие-то звуки появились внутри.
При этом совсем не обязательно каждый год разбирать и смазывать. Просто уважать нужно свою катушку! Хотя бы просушивать после каждой рыбалки. А то бывает, что на катушке грибы вырастают, когда оставляют мокрой после рыбалки в не дышащем чехле – не раз такое видел! Если после закрытия сезона оставить так катушку до весны, то и мхом порастет…
Конечно, хорошая вещь стоит денег, и безынерционная катушка – не исключение. Да, есть варианты сэкономить – походить, поискать, поузнавать. Разброс цен может быть приличным на одни и те же модели в разных магазинах. Кроме того, цена пляшет на различные бренды, при весьма схожих характеристиках. Но ловить откровенным барахлом не хочется. Когда вечно в катушке что-то щелкает, отлетает, заедает, то какое уж тут удовольствие от рыбалки!
Сколько раз слышал разговоры, что лучше бы переплатил и купил что-то другое, но все равно не покупают – дорого! Не понимаю человека, который говорит, что дорого, притом, что обожает спиннинг, спешит на реку с замиранием сердца. Ведь знаю, что он только пива выпьет за месяц больше, чем стоит хорошая рыболовная катушка. А отслужит она при хорошем уходе лет 7-10, как минимум, если мало-мальски за механизмом ухаживать и не забивать ею гвозди.