Говоря о весенней ловле плотвы, всегда подразумеваю, в первую очередь фидер, но хорошую помощь этой снасти может оказать и поплавочка. Если вести речь о лучших наживках для этой поры, то их разделю немного нестандартно – для ближней и дальней дистанции. Чем ближе к берегу, тем настороженнее крупная рыба, тем выборочнее относится к типу приманки, ее размеру, цвету, способу наживления, и наоборот, дальний заброс на русловую бровочку позволяет достать до «раскованной», не такой осторожной рыбы, которую берег часто напрягает всяческими опасностями. И пусть такое деление условно, но оно работает, ускоряя мои эксперименты в подборе наилучшей приманки.
Получается, что, по большему счету, на дальних дистанциях ловить рыбу проще, в частности, легче добиться уверенной поклевки, да экземпляры идут покрупнее. Но именно весной и прибрежная рыбалка бывает успешной, как никогда в иное время сезона открытой воды, поэтому кроме дальнего заброса донных болд, фидера, часто пробуется и поплавочный мах, полудонка, когда ловля идет практически по урезу воды, где очень хорош мелкий и средний опарыш.
Крупный хуже – менее живучий (не такой подвижный), выдерживает меньше поклевок, что существенно в периоды быстрого всплеска клева проходной стайки, когда желательно пореже менять наживку, чтобы не снижать скорость лова, да и вообще, плотва хуже относится к крупному опарышу, и предпочтительно нацепить пару-тройку мелких. Но отдельными днями, когда эта рыба у берегов сильно закапризничает, намного лучше любого опарыша срабатывает личинка репейной моли, особенно на крючке некрупной мормышки. По моей практике, чем меньше мормышка, тем лучше, рыбачу впроводку на слабом прибрежном течении с короткими притормаживаниями поплавка, когда поклевки особенно часты.
Или те же черви – были и остаются весенними фаворитами, особенно земляные, добытые здесь же на пойме – на прибрежной рыбалке отличная вещь, обычно цепляю половинку, но когда плотва сильно капризничает, то наживляю цельного червя. И вот тут самое интересное, исходя из которого и ходят многочисленные уверения, что, мол, весной на реке надежнее всего ловить на червя без прикормки. Согласен, когда «без прикормки» — в этом все дело. Но вот в последнее время все больше заядлых фидеристов и доночников (при достаточно дальнем от берега забросе) отдают предпочтение тесту, часто с добавлением гороховой муки, и берет крупная плотва преотлично, но только при использовании кормушки, а если здесь же не прикармливать, то уже червь лучше работает.
Причем растительные насадки показывают хорошие результаты всю весну. По «низам» нашего Днепра с середины марта пошла отличная плотва, которую ловили большей частью на червя, реже на шитика, опарыша, но и растительные насадки отличались хорошими уловами, особенно манка. Причем не тугое тесто, которое рыба берет хуже, да и больше холостых подсечек, а манную болтушку, имеющую большую привлекательность — в воде отделяются малюсенькие крупинки, привлекающие крупную рыбу. И даже в дни, когда плотва лучше реагирует на животные наживки, при капризном клеве лучше срабатывают «бутерброды»: манка-червь, манка – опарыш, манка –мотыль и пр.
Проблема с болтушкой лишь одна – сделать настолько тягучей, чтобы выдерживала силовой фидерный заброс и достаточно долго держалась на крючке даже на сильном течении. Но и совсем уже «резиновая» — не лучший вариант, ведь чем болтушка мягче, тем лучше привлекает плотву, и нужно постараться отыскать компромиссный вариант вязкости.
Бывает, как на замешивай, не хватает вязкости. Тогда заморожу эту болтушку в холодильнике, перед рыбалкой разморожу, еще раз хорошенько перемешаю – эта манипуляция с морозилкой делает болтушку более вязкой. А вообще-то вязкость болтушки зависит от конкретной манки, и если попадется подходящая, то докуплю запас, ведь эта крупа нормально хранится несколько лет в герметичной емкости.
А еще болтушка хорошо ароматизируется минимальным количеством «пахучки», продолжительное время сохраняя свой запах. Мои эксперименты по холодной весенней воде в основном распространяются на «мясные» фирменные ароматизаторы. Или просто раздавлю червя или пару опарышей, добавив этой кашицы к болтушке, результаты радуют.
Что касается весенней прикормки, то действую здесь с большей осторожностью, соблюдая три основных правила. Два из них просты: стараюсь подавать немного корма, в два-три раза меньше, чем летом, и никакой мути, которая шикарно привлекает мелочь, а крупную бель может отпугнуть. А вот третий момент непростой, но наиболее важный – кормить лишь там, где рыба проходит. Забросишь чуть дальше или ближе, и нет поклевок. Особенно плотва любит двигаться узкими коридорами и клюет лишь в этой полосе, не желая сходить со своей весенней тропы.
Но и этого мало- приходится подбирать места, где рыбе сподручно остановиться, отдохнуть и перекусить заодно. А это явно не участки с быстрым течением или голым дном, и не те места, где крутятся хищники. Вычислить хорошие местечки вприглядку редко удается, схожие точки выдают абсолютно разные результаты. Поэтому все равно, ловлю с прикормкой или без, проверяю место за местом. Даже когда нахожу активную рыбу, при резком ослаблении клева обычно меняю место, перейдя на соседний участок, если есть куда перейти.
Выбирая места, приглядываю и за прозрачностью воды. Когда повсеместно мутная, то работать дальними забросами не вижу смысла – плотва жмется к берегу, и работаю по первой береговой бровке и небольшим закабаям, где почти нет течения, и вода быстро очищается. А вот по чистой воде успешнее рыбачу фидером по глубоким местам со слабым течением, и как правило уже далековато от берега.