Солидный горбач хитер, недоверчив, часто насупится и напрочь отвергает стандартные приманки и приемы ловли. Постоянно требуется предлагать рыбе что-то новое, необычное.
Помнится, втроем приехали в январе на одно заснеженное окуневое озеро, которое, судя по всему, посетило слабоклевье – ни старых лунок, ни рыбацких тропок. Рассверлились вдоль трости и начали на полутора метрах дергать небольших полосатиков, причем лучше всего рыба брала именно на небольшие блесенки, и намного хуже на безнасадки и мормышки с мотылем. Ну и ладно, мало ли очередной окуневый «заскок», поэтому блесним, рассверливаясь все дальше и дальше вдоль трости. А друг Антон чего-то тормознулся на одном месте, присев на ящик, и вскоре мы потеряли его из виду.
Вернулись к товарищу через пару часов, а у него горка неплохих окуней в 200-400г! Ловил он их так. Мормышечный удильник с кивком и леской 0.10. Маленькая, около 25мм, легкая блесенка из латунной пластины с впаянным одинарным крючком. Наживлял его хорошим «лещовым» пучком мотыля и сбрасывал в лунку. Дно там с налетом ила, и блесна «пряталась» в нем – наружу торчит лишь крючок с пучком мотыля. И рыба его атаковала, поклевки нечастные, но систематические, и рыбак не менял лунку, десятка полтора хвостов подряд в одном месте взял, причем, без всякой подыгровки, приманка лежала на дне абсолютно неподвижно.
Значит, хороший матрос все же был, где мы блеснили, просто клевать не желал на схожие маленькие блесны, и это можно понять. Но почему не брал на мотыльные мормышки? Ведь ловили ими, пробуя разные варианты игры и на стоячку! На обратной дороге пытались разобрать причины успеха товарища. Он сам считал, что, в отличие от мормышки, в блесенке большое расстояние от крючка с наживкой до лески, оно равно длине блесны, то есть 2.5см. И именно из-за этого обстоятельства осторожные окуни, не опасаясь лески, смелее атаковали наживку, хотя поклевки были осторожные – кивочек мог подрожать немного, лишь затем сгибался.
Может, товарищ и прав. Во всяком случае, окунь в период своей вялости очень плохо ловится на грубые оснастки, и получше любого микрометра вычисляет толщину лески, и к размеру мормышки подходит скрупулезно, отвергая излишне крупные – та же плотва не так строго к этому относится, тем более густера и подлещик. И именно на окуневой рыбалке понимаешь цену и мини-мормышек вольфрамовых, и тончайших лесок, но и они зачастую не в состоянии растормошить капризного горбача, как произошло на том озере, когда сработала и леска достаточно толстая, и приманка относительно крупная по мормышечным понятиям.
Правда, я засомневался в гипотезе товарища, думаю, что дело в ином: легкая блесенка планировала чуть вбок и ложилась на дно в стороне от лунки, где хищник брал намного смелее.
Другой пример – рыбалка в этом году на одном водохранилище. Нашел окуня в районе небольшого бугра на глубине метра три. Поклевок много, но какие-то совсем слабые, подсечки почти все холостые. Мини-мормышки, как насадочные, так и безнасадки, проблему особо не решали. А окуньки балуются явно неплохие для этого водоема, несколько штук поднял в 200-250г, один граммов на 350. Но из одной лунки один хвост в лучшем случае, и больше никак – лишь трогает.
Начал мормышить с высоким подъемом, по опыту знаю, что вялый у дна полосатик может живо интересоваться высоко поднимающейся мормышкой, следуя за ней практически неотступно, и в какой-то момент решается на атаку. И это не только предположения, но и визуальные наблюдения на мелях, при заглядывании в лунку. Вот и на этот раз метрах в полутора от дна кивок уверенно сгибается – есть.
Достаю рыбу, опускаю мормышку на ту же глубину, работаю мормышкой в метре-полутора от дна- не берет. Опускаю до дна, быстро поднимаю с тряской на 1.5м, задрав руку вверх – нет даже тычков. Опускаю до дна, медленно поднимаю на 1.5м –есть. Затем еще, еще окунь. На других лунках картина повторялась.
Рыба всюду требовала, что я неспешно, плавно опустил мормышку до дна, дал паузу в секунду-две и затем медленно вел мормышку со средней частотой колебаний и небольшой амплитудой до той заветной отметки в 1.5м от дна, и лишь там, в строго определенном горизонте следовала уверенная поклевка. В общем, окунь преподал мне очередной поучительный урок.
В общем, нравится мне ловить озерных окуней в разных горизонтах воды. Особенно прикольно, когда активной игрой удается поднять полосатых чуть ли не до нижней кромки льда и мормышить практически в лунке! И пусть крупный не берет так высоко, все равно мне нравится. Но попытки перенести подобные штучки на реку всегда заканчивались полным провалом. Крупная рыба там – сугубо донный хищник. При этом вовсе не обязательно хищник глубинный, хотя нередко попадается практически по максимальным отметкам зимовальных ям.
Но частенько бывает с точностью наоборот – нарываюсь на приличных рыбин на речных глубинах до полуметра! Зачастую от нижней кромки льда до дна буквально 15-20см, а тут отличные окуни поклевывают. На озерах нередко также случаются выходы солидной полосатой рыбы на прибрежные места в полметра, но это кратковременные выходы, обычно на самом закате, когда можно оторваться на буквально шквальном жоре в течение считанных минут. Если, конечно, пересечься с этой мигрирующей стаей, что непросто.
На реке же кардинально иная картина. На этих супермелях окуни периодами держатся постоянно, с утра до вечера. И все это время ловятся, но поклевочки на таких глубинах очень осторожные, более вороватые по сравнению с рыбой озерной, что для меня удивительно! Ведь по своей природе речная рыба более «резкая», поклевки стремительные, агрессивные. Но это не про окуня. Он особенный, и за это у меня в любимчиках. Как никакая рыба заставляет искать ту заветную середину между активным поиском рыбы и раскачиванием конкретных лунок, кажущихся перспективными или уже давших поклевки.
А бурить лунки зимой – отличная гимнастика, руки и спина будут крепкими, дыхание ровным. Правда, сверлить хочется совсем быстро, чтобы больше окуневых мест проверить, и по этой причине я уже давно обзавелся барнаульским буром диаметром 10см. Нормальный диаметр, не такой и маленький. Самые ходовые полосатики в 200-400г пролетают со свистом, да и килограммовики запросто проходят. А сверлить значительно легче узким буром, меньше сил тратишь.
Вся эта зимняя динамика, активное движение с одной стороны может напрягать, но с другой стороны – в движении жизнь, здоровье и бодрость рыбака.