При любых погодных катаклизмах почитатели «холодного» весеннего спиннинга спешат не упустить малейшей возможности макнуть блесны, воблеры или резину даже в самые первые пятаки открытой воды. А нарваться или нет на хороший весенний жор – дело не только мастерства, но и большой рыбацкой удачи.
Спиннингист-лещатник. Рыбалка ранней весной полна сюрпризов, зачастую ну очень неожиданных! Так, сидишь все лето с фидером на этого леща, нередко весь сезон, но ловятся в основном подлещики, и каждому килограммовику рад. А тут поехал в начале марта на лодке со спиннингом, и лещ на 4кг полностью заглотил риппер с головкой 15г! Причем не на яме, а на небольшой глубине неподалеку от берега. Вываживание было незабываемое, рыба долго не сдавалась, несколько раз заставив срабатывать фрикцион. Когда подвел к лодке, честно сказать, растерялся – огромный лещ! Подсака не было, но леска крепкая – 0.3мм, и волоком втащил рыбу в лодку.
Стал ли после этого спиннингистом-лещатником? На этой рыбалке – да, а так нет. Конечно, это просто очень приятный сюрприз для рыбака, который сперва и хотел дома остаться по не очень-то комфортной погоде, но затем передумал, поехал и поймал.
Холодные поклевки. Весенней порой хищник на реке может озадачить весьма неверными, осторожными поклевками, кои трудно реализовать. Казалось бы, еще практически вчера щуки со льда брали в заглот, а сейчас если и подсечешь, то только немного протащишь, и сход за сходом! Вроде и крючок на джиг-головке острый, и с подсечкой не опаздываешь, но вот рыбу никак не взять! Ладно еще судаки, эти ребята так нередко клюют, но чтобы щука!
Выручает такой нехитрый прием: в застежку поводка ввожу весьма крупный двойник и одним крюком ввожу его в переднюю часть риппера, подстраховав основной крючок джиг-головки. И щуки часто засекаются как раз на этот двойник, а основной крюк остается снаружи её пасти, практически рыбу не цепляя. Выходит, что щука, так же как и судак, может не заглатывать приманку, а просто «тыкать» в ее переднюю часть.
Весенняя полонка. Не только судаки, но и щуки отлично реагируют на поролоновые приманки, особенно по холодной открытой воде, когда поролон в состоянии отсортировывать именно крупных щук, даже на небольших речках. Запомнились прошлогодние мартовские рыбалки, когда спиннингом удалось взять несколько трофейных красавиц-щук. В то время еще только осваивал поролон, узнав, что по щуке уловисты эти приманки чернильного цвета.
Отыскал именно такой материал (продается в магазинах для мытья посуды), с помощью ножниц вырезал некое подобие рыбки. Подобрал два крючка-офсетника, спаял их в подобие двойника с расстоянием между жалами 13мм и интегрировал в мою «рыбку».
Поехал завтра на реку- до заката оставалось часа четыре. А далее прям как в сказке – первая проводка и «зацеп». Участок знаю неплохо, цепляться там особо не за что, тем более что склепал практически незацепляйку – крюки плотно прилегают к поролонке. Значит, все таки рыба! Подсек, вываживаю уверенно – на шпуле плетенка 0.19мм. И вскоре над поверхностью воды показалась огромная раскрытая пасть щуки, потянувшая за 9кг. Ну как после этого не уверовать в поролон определенного цвета?
На следующих рыбалках проутюживал спиннингом все перспективные точки, чередуя полорон с проверенными в деле колебалками, кои также очень хорошо отрабатывают ранней весной и поздней осенью и даже теплыми зимами. Вот и на следующий раз проверяю блеснами ту точку, где удалось взять «девятку». Проутюжил весьма качественно, используя разные колебалки по разным направлениям, экспериментировал с проводками – равномерно, с подергиваниями, длинными ступеньками – ноль. Поцепил поролонку, и буквально на второй проводке — хватка крупной щуки, хотите верьте, хотите нет. Чудеса да и только! Причем она оказалась больше первой – за 12кг.
Нельзя сказать, что в последующем стал рыбачить только на поролонки, нет. Случались рыбалки, когда поролон не приносил поклевок вовсе, а вот блесны выручали. Но ту «поролоновую» весну буду помнить долго, и в моем рыбацком ящике всегда лежат несколько «чернильных» невзрачных поролоночек, которые спокойно ожидают своего звездного часа.
Карьерный окунь. Глубокие карьеры, которые соединены с рекой протокой или каналом, часто являются «зимовалкой» для речного окуня. И в ранней весной окуня там может быть очень много. По холодной воде горбач все больше тяготеет к джиговым приманкам. Мы применяем не только рипперы, но и полоронки, ловя на них целенаправленно крупного окуня. Поролонки небольшие, от 4 до 5см, как и судачьи оснащаем двойником и «чебурашкой» весом 12-20см. Обычно ловим так с берега, выполняя длинную ступеньку: 5-6 оборотов в неспешном темпе, далее пауза, груз бьет в дно и т.д.
Близко к берегам окунь редко подходит, и обычно требуются дальние забросы. Как правило, берет в 40-70м от берега, и когда приманка проходит интересный участок, последние несколько десятков метров уже не делаю ступеньки, а просто максимально быстро выматываю, чтобы не терять зря времени. На этой ловле вообще выгодно поспешить с оглядкой на короткий еще весенний день, и обычно не задерживаюсь на точке, с которой удается поймать несколько хвостов, затем окунь убегает, и вновь в поиск.
Щучий твичинг. В весенний период на небольших реках с глубинами в 2-3м, продолжают работать по щуке твичинговые воблера, часто переигрывая джиг. Но ранней весной характерна наибольшая важность разнообразия проводок, и на этом поприще провожу расширенные эксперименты. Причем очень редко бывает, что найденная с утра рабочая проводка остается таковой на протяжении всего дня. Скажем, с утра реагирует на обычную рывковую проводку, а после обеда только на короткие, плавные потяжки удилищем с паузами в 2-3 секунды. А к вечеру может выручить лишь резкое изменение движения воблера, отличающееся от общего рисунка проводки. Например, в ходе замедленного твичинга на протяжении всей проводки делаю лишь один резкий рывок, после него и следует поклевка.
Видно, щука идет за приманкой, не решаясь на хватку, и лишь неожиданное резкое движение ее провоцирует. Очень хорошо, когда это единичное провоцирующее движение отличается не только скоростью, амплитудой, но и направлением, отличным от общего рисунка проводки. Как вариант, при ловле с лодки если щука следует за приманкой, не решаясь на хватку, в конце проводки не вытаскиваю воблер из воды, а делаю длинную потяжку удилищем вдоль борта – резкое изменение направления проводки провоцирует щуку на хватку. Прием работает и с иными приманками, а не только с воблером.
Щучьи ворота. Теплой зимой и ранней весной у меня стратегия «засадчика» — уже не ищу щуку, а дожидаюсь поклевок в наиболее перспективных местах. Максимально надежны входы в староречья. Сами они еще могут быть частично затянуты ледком, а на входах слабое течение делает широкие промоины, где и ставлю лодку. Еще чаще ловлю с берега, если позволяют выбрать удобную позицию. Причем мне предостаточно буквально квадратного метра суши, откуда простреливается интересующая акватория.
Выбираю перспективный сектор, который и обрабатываю в основном твичинговым воблером. Обычно исхожу из оптимистического сценария – щука на участке есть, просто неактивная. И практически на каждом забросе проводку меняю, ибо заранее не могу знать настроение хищницы.
Один проход воблер веду плавным твичингом, через пяток рывков длительная пауза в 3-4 секунды. Во второй раз перед паузой замедляю силу рывков, приманка как бы затормаживает ход. На третьей проводке увеличиваю силу рывков, делаю это постепенно: плавные небольшие рывки в начале проводки в ее конце переходят во все более размашистые, резкие, когда воблер уже какое-то время на грани заваливания, приманка идет как бы взразнос – в этот момент нередко следует хватка. Вариантов проводок много, зачастую они не отработанные, а только что рожденные, и это интересное занятие.
Почему не хочу выискивать щуку, а большей частью просто «выстаиваю» рыбу? Тут все просто: если заниматься экспериментами на многих более-менее перспективных точках, то элементарно может на хватить времени. А просто пробежаться в попытках собрать «сливки» не получится, ведь это еще не лето.
Входы же в старики, глубокие заливы- затоны хороши тем, что сюда продолжают заходить (и периодически выходить) крупные речные щуки – то ли готовятся к нересту, то ли просто на кормежку. При этом зубастые эти явно передвигаются, а не просто отстаиваются, и попадаются даже на прибрежных мелях, где воды может быть максимум по пояс, и по глубоким бровкам, где уже на помощь воблеру приходит джиг или увесистые дальнобойные колебалки.