Современное количество моделей лодок просто поражает воображение. Плохо это или хорошо – вопрос десятый. Но как несведущему человеку разобраться в этом многообразии? Как подобрать для себя подходящую модель не только по критериям «нравится – не нравится», но и так, чтобы плавать долго и счастливо? В этой статье попробуем тщательно разобраться с выбором лодки, причем не новой, а бывшей в употреблении, так как многие рыболовы предпочитают в силу разных обстоятельств покупать именно «бэушку».
Покупка «бэушной» ПВХ лодки – хороший вариант, если цена значительно ниже по сравнению с новой. Но не стоит покупать «кота в мешке», ибо это не новая вещь, и требует внимательной проверки. Прежде всего, обратим внимание на возраст. Можно без проблем купить надувную лодку бу, которой лет 10, если судно не часто эксплуатировалось или крайне редко выходило на воду. Ведь износ идет именно при эксплуатации.
Но по факту, если предполагать среднюю интенсивность эксплуатации, то лучше купить лодку не старше 4-5 лет даже в том случае, когда внешне смотрится замечательно. Дело в том, что летом, подвергаясь нагреву, воздействию ультрафиолета, материал начинает стареть, в первую очередь это касается непосредственно теряющего свои качества клея в местах, где он применялся.
Эксплуатация по низким температурам также откладывает свой негативный след на характеристиках ПВХ, делая его более ломким, вызывая со временем микротрещины, через которые может начать травить воздух, особенно если при минусовых температурах складывать лодку после рыбалки достаточно грубо, травмируя материал на изгибах.
Все эти нагрузки материал терпит до определенного предела. А критический износ далеко не всегда заметен. Скажем, даже если лодка весь период открытой воды год за годом находится под открытым небом, постоянно подвергаясь воздействию ультрафиолета, внешне выглядеть она может неплохо.
Но есть косвенные признаки, которые должны отговорить от покупки такого судна. В первую очередь это пластиковые клапана, которые выгорают, меняя цвет. Изначально были черными, стали серыми. Достаточно открутить крышку, ставшую серой, чтобы внутри обнаружить клапан изначально черного цвета, и лучше не покупать такую лодку.
Конечно, нельзя исключать, что ушлый продавец поменяет крышки клапанов на новые. Но сам материал ПВХ многое может подсказать – под длительным воздействием ультрафиолета ткань становится шероховатой, верхний слой как бы в пыль превращается, неприятный на ощупь. И уже могут быть первые признаки отклеивания местами фурнитуры.
Конечно, полностью защитить лодку от ультрафиолета нереально, но сильно снизить его влияние все же возможно- не сушить лодку долго после рыбалки на солнце, при перевозке и хранении на лафете накрывать чехлом. В итоге у такого аккуратного владельца, даже активно эксплуатирующего своего водного «коня», судно прослужит на 4-5 лет больше, и именно такого владельца стоит поискать, если он надумал продавать свою пэвэхашку.
Но, это конечно, не отменяет проверку всего и вся. Где-то с большей долей вероятности подтравливают швы – этот момент по-любому стоит проверить, даже когда внешне лодка выглядит хорошо. Для этого полностью накачиваем ее, имея наготове концентрированный раствор жидкости для мытья посуды и распылитель. Это идеальный вариант, позволяющий облить все плавсредство за короткий срок, быстро выявив утечки воздуха.
Проверяем материал и на возможность сильных потертостей, особо тщательно осматривая киль – самая изнашиваемая часть лодки. Очень внимательно проверяем места приклейки транца, особенно в самом углу, где сходятся баллон, транец и днище. Не лишнее – сильно понажимать пальцем на сам транец в районах соединения с тканью: если там рыхло, мягко, соответственно, транец уже начал гнить, либо совсем сгнил.
Проверим и все швы, особенно места, где они сходятся в перекрестки, хорошенько промазав их мыльным раствором. Если какой-то дефект есть, он будет виден. И тут не пробито, это просто возраст – уже плывет клей. Все это можно ремонтировать, но лучше поискать другой вариант.
Если где-то латка-другая, то ничего страшного, когда она сделана профессионально – она может и саму лодку пережить. Если же латка отстает и уже травит воздух – тоже не страшно, все можно переделать.
Все можно просчитать по деньгам для себя, поторговаться с продавцом, чтобы сбросил цену в счет предстоящего ремонта. Можно в специализированную мастерскую обратиться – привезти лодку б\у на диагностику, стоит это недорого, зато душа будет спокойна. Ведь, не имея достаточного опыта, можно не увидеть серьезных дефектов. Или же наоборот, подумаете, что все очень плохо с пэвэхашкой, а там ничего страшного нет – небольшое ТО ей сделать, и будет она верой и правдой служить долгие годы.