Открытие летнего сезона для меня, заядлого поплавочника, в первую очередь ценно возможностью забраться в лодку, и тогда река облавливается намного проще, значительно тщательнее, в итоге и уловы весомее. Обычно рыбачу на Суре в окрестностях села Напольное, что в Чувашии.
Можно много размышлять о потенциально перспективных речных местах. О пользе предварительного изучения дна с помощью эхолота. О больших возможностях хорошего массированного прикорма, который может подтягивать рыбу с больших расстояний. Однако проза жизни частенько говорит о том, что «хорошие» места нередко не работают, а «никакие» таковы только с первого взгляда, и в реальности могут подарить шикарную рыбалку.
Значит, без великого рыбацкого «метода научного тыка» частенько не обойтись. Но не тороплюсь становиться где-то на удачу, вбухивая на дно плотные шары прикормки. Зачем? Чтобы посидеть час-другой, и если не клюет, переезжать в другое место? Где опять надо якориться, и остатками корма (если остался) пытаться вновь поманить удачу? А если там все дно в корягах, которые не дадут нормально ловить? Ну, уж нет!
Предпочитаю иную тактику. Активный поиск то здесь, то там. Никаких глиняных шаров и сетчатых кормушек, опускаемых в отвес – прикармливаю по чуть-чуть россыпью, чтобы уносило далеко по течению. И, соответственно, такая же дальняя проводка, в пределах видимости поплавка. По прикормке провел немало экспериментов, в итоге остановился на простейшем варианте – распаренное зерно пшеницы или перловки, реже горох, кукуруза. И никаких скрепляющих компонентов в виде глины или муки, никаких добавок мелкомолотых прикормок, просто качественное зерно.
Становлюсь на якорь. На воду возле лодки опускаю поплавок, откидываю дужку безынерционной катушки, отправляя оснастку в свободное плавание, расстояние от поплавка до крючка пока что примерное, с оглядкой на глубину, что показывает якорный фал или эхолот.
Одновременно другой рукой бросаю по поплавку с десяток зерен. Они опускаются медленно, но движутся по течению с примерно той же скоростью, что и насадка на крючке, которая, благодаря грузикам, достигает дна значительно раньше. В какой-то момент и зерна достигнут дна, начав двигаться вместе с насадкой. Когда именно? Вычисляю экспериментально. Обычно при глубине около 2м и течении средней силы лишь метров через 15 прикормка начнет двигаться по дну рядом с насадкой. Именно с этого времени начинаются поклевки, и вплоть до тех пор, пока могу различить поплавок.
Соответственно, первые 10-15м проплыва поплавка поклевки даже не ожидаю (никогда не было при таком способе прикармливания), а настраиваюсь на дальнюю проводку. И только когда оснастка выходит на рабочую дистанцию, держу «нос по ветру, а глаз по поплавку». В процессе последующих проводок корректирую при необходимости рабочий спуск снасти, добиваясь хода оснастки у дна, чтобы иногда хотя бы чирканула по нему.
Если поклевок нет, то немного усложню проводку. Скажем, периодически делаю притормаживания поплавка на пару-тройку секунд, заставляя его двигаться раза в два медленнее скорости течения. Поклевки обычны сразу после притормаживания, когда поплавок вновь начинает движение со скоростью течения – поднявшаяся над дном насадка опускается, вызывая хватку у осторожничающей рыбы.
Ловля на те же зерна, которыми прикармливаю, но беру самые крупные, отборные, надевая обычно по 2-3 штуки – насадке полезно каким-то образом выделяться в лучшую сторону по сравнению с прикормкой.
Проводка, достигающая 50м и даже более, просится на классическое ровное дно, и такое же ровное течение без всяких обраток. Но ведь речка – не стадион, а реальный рыбацкий полигон, и в первую очередь обращаю внимание не на свое удобство и «правильность» ловли, а на возможное наличие рыбы, выдающей свое присутствие.
Если такого нет, то заостряю внимание на потенциально интересных местах. Чаще уловы радовали на плесах со средними глубинами, спокойным, правильным течением, выше и ниже которого песчаные мелководные косы, отходящие от берегов. Хотя одаривают отличные уловом самые разные речные участки – от глубоких фарватерных свалов до мелководных перекатов, что особенно характерно для лета, когда весомая бель может занимать практически любые глубины. Делаю 10-15 проводок, и если поклевок нет, то сразу меняю место, передвигая лодку поперек реки на десяток метров вправо или влево, или сплавлюсь метров на 20-30 вниз.
Подобный способ прикармливания не нов, а наоборот, очень стар и мудр. По всей видимости, он вообще стоял у истоков речной проводки. И не только при ловле на зерна, а на абсолютно любые приманки, даже животного происхождения. Ведь те же черви, массово попадающие в воду во время сильных дождей, не лежат на дне, а обычно сносятся течением по дну на большие расстояния, и именно во время этой «проводки» массово поедаются рыбой.
Так что это классическая поплавочная рыбалка, а классика всегда стремится к простоте, а не усложнению ловли. Современные же стратегии прикармливания речной рыбы плотными шарами – более сложная рыбалка. Ведь если чуток не та клейкость шаров, лежащих на дне, вся ловля срывается. Недостаточная клейкость – слишком быстро размываются, уносится корм течением, и поедается рыбой где угодно, но только не там, где ходит крючок с наживкой.
Чрезмерно клейкие шары ненамного лучший вариант – очень медленно размываются, практически не привлекая рыбу, а рыбака приковывают к месту.
Или не менее существенный момент – точность ловли по прикорму. Сами шары могут быть идеальной вязкости, с отличным составом, привлекающим рыбу, но если ловить не по шарам, то толку от такой ловли?! Особенно этот момент существенен при береговой ловле с дальним поплавочным забросом, когда вечно немного не докидываешь или перезабрасываешь шары, лежащие на дне.
И, выполняя проводку то ближе, то дальше от шаров, насадка на крючке двигается в стороне от основной массы рыбы, стоящей на прикормке. Конечно, при лодочной, когда проводка идет от кончика удилища, по любому прикорму ловить просто, в том числе по прикормочным шарам.
Но вновь вернусь к первому основополагающему вопросу – где именно ловить на такой непростой реке, как Сура? Ведь тамошняя весомая бель не очень-то любит сдвигаться с излюбленных течений, которые выгодно вычислять пробными обловами с небольшим количеством прикорма с дальними проводками. Не уверяю, что это всегда лучший способ речной поплавочной ловли, но у меня он основной, особенно когда пересаживаюсь в лодку.