На озере еще держится за соломинку лед, но поплавок в лунке уже не снится. Снится поплавок проводочный, скользящий по речной глади и ныряющий, ныряющий.
Ранним утром укладываю с свою «Ниву» летние снасти. Сосед с буром и шарабаном смотрит круглыми глазами: «Куда ты прешь? Паводок же, айда на озеро – окунь там прям дуреет». Я только бормочу под нос что-то про сидящих в печенках мормышках, бурах, черпаках и отчаливаю. Река встречает меня мутным, вздыбившимся каналом – видимость в воде ноль целых ноль десятых – какая уж тут нормальная ловля? Еду к небольшой нерестовой речушке, но здесь почти аналогичная картина. Насилуя свой джипик, поднимаюсь вверх по речке и километров через десять упираюсь в небольшой безымянный ручеек, правый приток речушки. Летом он почти полностью пересыхает, а сейчас весело бежит довольно чистым потоком.
Вдоль ручья даже видавшая виды «Нива» не пройдет. Хватаю рюкзак, любимый телескоп и спешу на пешую разведку. Немного про свою снасть. Телескоп 6-метровый без колец. С собой ношу десятка полтора мотовилец с оснастками на все случаи жизни, длина каждой оснастки равна длине удилища. Попытки применить бегущую оснастку (с кольцами и катушкой) провалилась. Мало того, что при дальнем отпуске поплавка донимают постоянные зацепы, распугивающие рыбу, так при передвижениях на сильно заросших берегах катушечная снасть показалась не лучшим вариантом.
С глухой же снастью никаких проблем: быстро складываешь телескоп, оснастку сматываешь на мотовильце, прижимаешь его резинкой к удилищу и вперед. С другой стороны катушки часто не хватает: то хорошей рыбине сдать немного лески, то немного увеличить длину проводки. Но всегда приходится выбирать.
Прошлой весной здесь рядом с устьем клюнули два язика граммов на 700-800 каждый, и тогда же назвал этот ручеек Язевка. Правда, в том году воды было поменьше, сейчас в устье нагромождение веток, мусора, и иду вверх по течению. Глубина ручья всего-то 50-70 сантиметров, на излучинах встречаются бочажки поглубже, около метра. Ширина не превышает пяти-шести метров. Во многих местах кусты низко нависают над водой,на некоторых участках образуя сплошной тоннель над водой. Корни кустарника задерживают ветки, мусор, сухую траву, несущие течением. Здесь образуется своеобразный ковер, под которым любит отстаиваться разная рыба, в первую очередь плотва, притом увесистая.
Для тех, кто не знаком с весенними ручьями, ловля рыбы на таком мелководье может показаться абсурдом, ведь летом здесь кроме пескариков и плоточек, вряд ли что найдешь, разве ельца какого-нибудь залетного. Исконные обитатели – форель и хариус из многих ручьев исчезли бесследно. Однако ранней весной, именно тут можно начинать рыбалку. Совсем необязательно ручей должен быть нерестовым. Лично я такие водоемы стараюсь избегать, ведь они хорошо всем известны. Там всегда «частокол» поплавочников, да и всезнающие браконьеры со своими подъемниками нередкие гости. Есть немало ручьев, особенности которых не позволяют рыбе нереститься. Сюда она заходит во время сильных паводков, уходя от мутной воды и активно питаясь. Более или менее типичное место (рис. 1).Чуть вода в нерестовой речке светлеет, рыба скатывается к ней и поднимается к нерестовым участкам. Продолжаю двигаться по ручью, присматриваясь к местам ловли. Малая глубина позволяет рыбачить вприглядку, рыба часто выдает себя движением. Вот здоровенное бревно перегородило ручей, наполовину погрузившись в воду. Возле него оживление – кормится активно плотва. Чуть в стороне от воды быстро подготавливаю снасть, насаживаю кусочек аппетитного червяка, аккуратно забрасываю.
Глубина сантиметров 50, дно устлано прошлогодними листьями. Расстояние от крючка до поплавка равно глубине, но поплавок притормаживаю удилищем (чтобы не цеплять листья). «Серебристая торпеда» бросается из-под бревна, и поплавок погружается. Плавно подсекаю, и вот она первая в сезоне, такая приятная дрожь удилища. Плотвичка потянет лишь граммов на 100, зато первая. К тому же, первая не сорвалась: хорошая примета. Еще проводка, сразу поклевка – есть! Что-то хорошее, показывается плотва граммов на 400. Ей бы дать походить кругами, но весеннее обостренное желание ловить действует не лучшим образом, и, забыв обо всем, поднимаю удилищем рыбу над водой. Плотва единым сальто обрывает поводок (0.12 мм). Прежде чем сделать новый заброс, выкурил сигарету.
Новая проводка, снова мгновенная поклевка – клюнул…целлофановый пакет! Отличить ложную поклевку от настоящей довольно трудно. Можно попытаться ориентироваться по скорости погружения поплавка, попробовать точно зафиксировать глазом, как ныряет поплавок при зацепе. При поклевке поплавок может вздрогнуть пару раз, погружаться с небольшим уходом в сторону, еще чаще ныряет чуть быстрее, чем при зацепе. Зацепы замучили, и ухожу чуть выше.
Вот хорошее место: плавное понижение глубины перед поворотом. Ручей здесь сужается, течение быстрое, и хотя вроде бы весной рыба любит отстаиваться в затишке, именно на стремнине ручьев, переход входом в бочажок попадаются хорошие экземпляры. Проводка здесь короткая, быстротечная и вряд ли будет эффективна. Быстро меняю оснастку, переделывая снасть в полудонку, конструкция которой понятна из рис.2.
Делаю заброс и укладываю удилище на подставку (если нет стационарной, то на берегу хватает деревянных рогулин) так, чтобы перевешивал и ложился на колено или рядом на землю. Сигнализатор поклевки в виде резинки и яркого кембрика работает как часы, во всяком случае, не хуже кончика фидерного удилища. На застежку, крепящую резину к удилищу, можно натянуть еще один кембрик (только не яркий, чтобы не отвлекал внимание) – будет меньше захлестов. Груз в виде дробинок на сдвоенной леске хорош тем, что редко застревает среди камней.
Если же такое и случится, то плавной потяжкой удилища стаскиваются с лески, поводок же с крючком (и возможно севшая рыба) достаются. В ранневесеннем ручье лучшие наживки: ручейник, небольшой короед и, конечно же, червь. От растительной прикормки толку мало, ведь длительная стационарная ловля редко бывает удачной (мель, вода прозрачная, плотва осторожничает) – достаешь пяток плотвичек или подъязков и двигаешь дальше.
Однако если насадки достаточно, то немного прикармливать тем, на что ловишь, очень полезно. Для экономии и точности использую маленькую самодельную кормушку, раз в пять меньше стандартной, весом около 10 граммов. Оснастку делаю следующим образом (рис. 3).
На конце лески вяжу двойным узлом петлю диаметром около 50 см, разрезаю петлю так, чтобы один отрезок лески был раза в два длинней второго. К короткому отрезку привязываю кормушку, к длинному маленький вертлюжок для крепления поводка. Десяток – другой червей режу на маленькие кусочки, смешиваю с вязкой прибрежной землей. Этой смесью набиваю кормушку. Большинство крупной рыбы в весенних ручьях поймал именно на полудонку с кормушкой.
Сегодня отлично брала плотва и небольшие подъязки. Но, топая по раскисшей пашне к машине, настраиваю себя, что завтра точно возьму язя, хотя бы одного полноценного, но возьму – ручей-то скорее язевый.